Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Вера Савенкова
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии

«Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Цель мастер-класса : расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее коррекционном значении в развитии речевых навыков у дошкольников с ЗПР.

Задачи мастер-класса :

- передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии «Синквейн»;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии „Синквейн“ в речевом развитии дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Основные этапы мастер-класса :

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мастер-класса : 30 минут

Оборудование: презентация, альбомные листы, фломастеры, ручки на каждого педагога, маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию синквейн в работе с детьми с ЗПР.

1. Теоретическая часть мастер-класса

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и будущая профессиональная карьера. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Этот навык присущ не всем детям. Детям с задержкой психического развития следует уделять особое внимание, так как отставание в развитии психики ведёт к замедлению темпа реализации потенциальных возможностей, к недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления. У детей с задержкой психического развития речевые нарушения носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Занимаясь с детьми с ЗПР, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике технологии, в том числе и современные. Одной из таких эффективных технологий развития речи ребёнка с ЗПР, которая позволяет получить положительный результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию — она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

- используется для закрепления изученной лексической темы;

- является игровым приемом.

Схема составления синквейна следующая :

строка 1 – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) (Кто, что);

строка 2 – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства (слова можно соединять союзами и предлогами) (Какой, какая, какое, какие);

строка 3 – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме (Что делает, что делают);

строка 4 – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

строка 5 – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейн являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Синквейн, включённый в коррекционную работу с детьми, не нарушает структуры занятия. В работе с детьми помогает формировать «копилки слов» : синонимы, антонимы, многозначные слова, существительные, глаголы, прилагательные. Работа по обучению детей составлению синквйна ведётся несколькими этапами. Чтобы она была более понятной для детей необходимо использовать графические схемы.

Так как у детей с ЗПР снижена прочность запоминания и отмечается быстрая утеря информации, то изучаемый материал необходимо давать неоднократно, с короткими промежутками. Но частый повтор одной и той же информации в одинаковой подаче, может привести к её отторжению. Следует разнообразить изучаемое различными играми. Важно помнить, что при получении правильных ответов необходимо поощрять детей.

При творческом использовании синквейна во время совместной деятельности он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

Первый этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

- Речевые тренинги.

- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

Второй этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном :

1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

3. Составь «Синквейн по образцу»

4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

6. «Чужое слово». Аналогичное задание.

7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

Третий этап – практический

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка самостоятельного составления детьми дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

1. «Чей синквейн лучше Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

2. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

4. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям с ЗПР?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

- Закрепляет знания детей об окружающем мире.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

- Формирует грамматический строй.

- Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

- Помогает оформлять мысль в виде предложения

- Подготавливает к составлению описательного рассказа.

- Развивает творчество.

- Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

- Является диагностическим инструментом.

- Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение.

- Поддерживает интерес к обучению.

- Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

II. Практическая часть мастер-класса : Моделирование Синквейна

Примеры составления Синквейнов детьми :

Что?

Какой?

Что делает?

Предложение

Ассоциация Дождь.

Долгий, шумный.

Освежает, меняет, создает.

Полезен для окружающей среды.

Явление.

Что?

Какая?

Что делает?

Предложение

Ассоциация

Весна.

Теплая, дождливая.

Наступила, цветет, благоухает.

Одно из четырех времен года.

Цветы.

Результатом творческой деятельности детей, созданным ими оригинальным продуктом может являться «Копилка синквейнов». В копилку могут быть собраны синквейны по многим лексическим темам, а также по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, синквейнов с трудными звуками.

Выполнение заданий в процессе собственной практики (работа в парах) :

- Составить синквейн на тему «Весна»

- Составить синквейн-загадку

Таким образом, чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Можно предложить задание на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребенком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

III. Рефлексия

- Как итог совместной деятельности составляется «Синквейн о синквейне»

Вывод:

Педагогическая ценность синквейна :

- Обогащает словарный запас детей с ЗПР

- Учит формулировать идею (ключевую фразу)

- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом

- Получается у всех

- Активизирует и развивает мыслительную деятельность, имеет большое коррекционное значение.

Спасибо за плодотворное сотрудничество!

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ЗПР» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вера Савенкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 1 мая 2023 в 21:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД