Пример проведения дидактической игры: «От зёрнышка до булочки».
Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого рассказывала о труде хлеборобов, читала художественную литературу, рассматривала иллюстрации, беседовали о пословицах и поговорках о хлебе.
Например, почему так говорят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня».
Вместе с детьми подбирали иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовили три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивали изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др.; хлебопекарные печи, специальные машины: «Мука», «Хлеб» и другие. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.
После того как наглядные пособия для игры подготовлены, я предложила детям начать игру. Но до ее начала напоминали участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение например, В. Степанова:
ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода —
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны как из печи,
Провожают их грачи.
Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Время жаркое — страда — Праздник мирного труда.
Убран хлеб — и тихо стало.
Мелят мельницы зерно.
Поле-полюшко устало
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут:
Пироги в домах пекут!
Почему у пирога
Зарумянились бока?
Потому что поле летом
Было солнышком согрето.
Потому что
днем весенним,
Летним днем,
Осенним днем
Согреваем землю все мы
И любовью,
И трудом!
Мы вместе с детьми вспоминали рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».
— А теперь, дети, поиграем в новую игру,— и объясняем правила.— Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то как будет называться бригада?
— «Булочка»,— догадывались ребята.
Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.
Мы уточняли, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивали, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка).
После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале брал на себя взрослый. Мы подавали сигнал начинать игру. Дети отбирали нужные карточки и закрывали ими пустые клетки. В ходе игры мы выступала и в роли арбитра.
— Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,— говорили мы.
Затем происходила замена бригадиров и бригад, и игра повторялась.
Анализируя игру, я обязательно подчеркивала, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечали тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.
В итоге спрашивала:
— Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?
Предыдущие статьи: