МААМ-картинки

Дидактическая игра-пособие «Путешествие в пространстве и времени»

article659.jpg

Дидактическая игра-пособие "Путешествие в пространстве и времени".

Автор: Владимирова Ирина Николаевна


Цель использования:

Комплексное развитие у дошкольников представлений о пространстве и времени, освоение умений ориентировки в пространстве и времени.

Игра-пособие помогает:

  • Систематизировать представления о временах, месяцах года, частях суток.
  • Освоить умения ориентировки во времени по часам с циферблатом и без него.
  • Развить умения ориентировки на плоскости.
  • Освоить пространственные отношения от себя и от других объектов: выше – ниже, вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева, рядом, в ряд.
  • Познакомить детей с понятием «Год» через опосредованную деятельность.
  • Принятию детьми моделирования как способа замещения реальных предметов их условными обозначениями.
  • Выработать навыки определения времени года по совокупности признаков и примет.
  • Развивать логическое и образное мышление, вариативность и гибкость мышления, память, зрительное восприятие, самостоятельность, т.е. целостно развивать математические способности.
  • Освоить умения планировать свою деятельность и выполнять ее по алгоритму.
  • Развивать доказательную речь.
  • Развивать согласованность движений, гибкость, ловкость, умения ориентироваться на своем теле и на плоскости.

Возрастная адресованность: от 4 до 7 лет

Краткое описание.

игра-пособие представляет собой игровое поле размером 1 м на 1,2м. На поле симметрично расположены 12 геометрических фигур разного цвета, которые символизируют 12 месяцев в году.  Все вместе они образуют таблицу (4х3): столбцы – времена года, строки – первый, второй и третий месяцы каждого сезона. На каждой фигуре – картинка с изображением действий детей в определенный временной отрезок, циферблат часов, показывающий время действия, и цифровое обозначение этого времени на электронных часах. Отдельно к пособию прилагается циферблат с двигающейся стрелкой. На циферблате вместо цифр 12 геометрических фигур (12 месяцев). Поле циферблата произвольно разделено на четыре одинаковые части, каждая из которых помечена символом (правой, левой руки: правой, левой ноги). Приложение к пособию – подбор литературного материала (стихи, загадки) картинки по сезонам.

 


Правила использования:

Пособие – «Модель года» - раскладывается на полу. Воспитатель загадывает загадки, дети находят картинки-отгадки и раскладывают на фигуры, соответствующие месяцу, затем времени суток, а затем и месяцу и времени суток – классификация по двум признакам (для детей средней группы). Пособие позволяет раскрыть детям обобщенное понятие «Год». Оптимальный вариант использования с подгруппой детей.


Варианты использования на занятиях:

Задания на развитие ассоциативного мышления с элементами моделирования: «Какой месяц можно обозначить желтым цветом? Почему?» или воспитатель читает стихи, загадывает загадки, далее дети дают каждому месяцу свое цветовое обозначение. Делают выводы о последовательности месяцев.

Задания на закрепление свойств геометрических фигур: «Назови месяцы, которые обозначены четырехугольниками, многоугольниками» - вводим обобщения в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Задания на упорядочивание геометрических фигур (месяцев) по количеству: «Сколько осенних, зимних, летних, осенних месяцев в году? Сколько сезонов?» Позволяет познакомить детей со структурой простой таблицы, с отношением целого и части, зависимостью между отношением целого и части целого при делении на 4 части, 12 частей.

Задания на составление алгоритма – «Соедини стрелкой картинки с изображением временных периодов последовательно в сутки. Пройди и опиши свой путь по фигурам» - «Два шага налево, один вверх – раннее утро 7.15 – дальше три шага направо, один вниз – день (обед)…»

Задания на нахождение рационального способа действий: «Как попасть в сентябрь, шагая по фигурам? Какая дорога короче? (где меньше шагов)»

Задания на развитие логического мышления: «На какие группы можно разделить фигуры, фигуры-месяцы. Указать принцип объединения в группу, назвать группу одним словом. На какие группы поделить нельзя? Почему?»

Задания на составление схем, определение последовательности действий в схеме: «Объедини действия в утренний отрезок времени в схему». «Какому временному периоду соответствует схема?»

Как играть:

Игра на соотнесение свойств геометрических фигур, показаний часов с пространственной ориентировкой и двигательными навыками.

Играют два – три человека. Водящий толкает пальцем стрелку и смотрит, в какой части поля и на какой фигуре она остановилась. Водящий дает игроку команду, например, встать правой ногой на желтый ромб. Водящий спрашивает: «Какое время показывают часы на желтом ромбе? Какая это часть суток?» Затем водящий дальше толкает стрелку, а игрок выполняет следующую команду. Мыслительная деятельность синхронна с мышечным движением. Это способствует непроизвольному усвоению материала, оптимизации двигательной и умственной активности. Можно увеличить число игроков до 5 человек и усложнить вопросы, например: «Назови время на часах (7.50) по-другому (без 10 минут восемь).

Вариант игры «машина времени»: ведущий дает словесные указания направления движения, игрок выполняет их, объясняя, куда он попал, в какое время года, описывая по представлению воображаемые пейзажи, природные явления.

Вариантов игры множество. Рассчитано на творческое применение воспитателем.

Вы можете ознакомится с конспектом занятия, в котором использовалась данная игра.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД