- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Ознакомление с искусством в детском саду.
Красота – это радость нашей жизни
Автор: Бахарева Людмила Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 140»
«Красота – это радость нашей жизни. Человек стал
человеком потому – что увидел глубину лазурного неба,
мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную
дымку степных просторов,багровый закат перед весенним днём,
трепетание маревы над горизонтом...
Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоём сердце
расцветёт благородство».
В.Сухомлинский.
Искусство – необходимая часть жизни человека. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека, уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложная – ведь жизнь меняется с стремительно. Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят, всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – всё больше... Вот только удивляются всё меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах. Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Оказать помощь в решении этой задачи поможет изобразительное искусство.
Мир полон запахов, красок, звуков. Всё это мы видим вокруг: дерево, цветок, своего кота, свой дом, любую вещь – имеет свою форму, очертания, цвет. Всё живёт и изменяется, рождается и умирает. Неповторимы и мимолётны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, всё то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд. Рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить В пещерах, на стенах которых позднее были найдены их первые рисунки. Шли века и в этом своём умении некоторые достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои чувства; - изобразительное искусство .
Что такое искусство? Философы определяют его как творческую деятельность, процессе которой создается художественные образы – конкретно чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Все виды искусства, красота природы, быта содействуют развитию эстетически окрашенного эмоционального восприятия, которое вызывает эстетическое переживания – эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, особенную заинтересованность. Вместе с тем, традиционно различают два понятия – «эстетическое воспитание» и художественное воспитание. Эстетическое /эмоциональное/ воспитание понимается как содействие развитию и саморазвитию эстетических идеалов, потребностей и вкусов, чувства прекрасного всем тем, что даёт сама жизнь, труд, быт, поступки и взаимоотношения людей, природа, а также искусство. Второе понятие – художественное воспитание подчеркивает, что именно средствами искусства осуществляется содействие эстетическому развитию и саморазвитию человека. «Никто не отрицает значение природных задатков, типологических особенностей ребенка в его художественном развитии» - писала Н.А. Ветлугина, но без прямого воздействия взрослого не может осуществляться должное развитие, хотя бы он и был наделён природными данными.
Художественные способности не у всех детей проявляются ярко и сразу. Ребенок может наиболее полно развернуть, свои художественно-творческие способности тогда когда он обогащается, художественными впечатлениям постепенно овладевает практическими навыками и некоторыми сведениями. Обучение не тормозит, а наоборот даёт ребёнку возможность для творческих проявлений и эстетической деятельности. Каждый педагог знает: спосо6ность детей сочинять, придумывать, рисовать тре6ует системного и целенаправленного развития. Однако ребёнок не рождается фантазером. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, т. е. создание новых образов на материале прошлых восприятий. Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого - экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна не одна художественно – творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей.
Во-первых – эстетическое восприятие, учить видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. А.С. Выготскии писал: творческая деятельность воо6ражения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому – что этот опыт представляет материал, из которого создаются построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение:
Во-вторых, образное мышление. Характеризуя мышление ребенка, психолог выделяет стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное, логическое. Известно, наглядно – образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Переход на стадию развития отнюдь не означает, что мышление полностью трансформируется. Сохраняясь и развиваясь, оно составляет основу формирования разнообразной деятельности. Более того, как считают специалисты, с помощью образного мышления успешно осваиваются уже в зрелом возрасте такие творческие профессии, как конструктор, дизайнер, художник, писатель. Так, английский писатель Р.Стивенсон, испытывая потребность зримо представить своих героев, сначала запечатлевал образ в рисунке, только затеем, описывал его.
В-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность, которая развивается на основе комбинирования воспринимаемых образов. Воображение детей педагог развивает и средствами самой деятельности, соответственно продумывается тема рисунков, лепки, аппликации, и в процессе разнообразных игр, упражнений, непосредственно связанных с деятельностью.
В-четвёртых, владение способами деятельности. Исследования педагогов: Н.Я. Михайленко, Т. С. Комаровой доказывают: только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым творческих проявлениях.
В-пятых, эмоциональное отношение к объектам – эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности - это важнейший факт формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно – речевой, музыкальной, игровой обеспечивается удовлетворением в деятельности или иных потребностей ребёнка. Все эти психологические процессы – восприятие, эмоционально - положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Видимо этим объясняется феномен, неоднократно подтверждённый жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует, музицирует. Доказательство тому – творчество А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.С. Грибоедова. Развитие психологических процессов таким образом, основа интеграции разных видов искусства, успешного освоения видов художественно-творческой деятельности и установления взаимосвязи. Феномен интегрированного развития, проявления художественно – творческих способностей объясняется ещё и возможностью передавать образы объектов и явлений действительности в разных видах искусства. В интеграции не все содержания включается, в процесс художественного творчества на равных основаниях что-то всегда выступает, в роли своеобразного стержня. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественных способностей детей дошкольного возраста чаще всего природа. Говорят, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность – значит, он как человек состоялся. Природа наш самый большой друг. Она благотворно сказывается на нравственности детей. Постепенное общение с родной природой делает детей добрее, благороднее, человечнее. Ребячья натура, мечтательная и романтическая, способна вобрать в себя самое прекрасное и светлое, что дарит природа. И здесь музыка, произведения изобразительного искусства, литература несут в себе большой духовный потенциал, который способен предотвратить гибель человека разумного.
«От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи» - так я назвала опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, основной целью которого является способствовать развитию творческих способностей у детей через эмоциональное воспитание, знакомство с природой, изобразительным искусством и рисованием. Формировать эмоционально – эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из главных условий эффективного воспитания детей, развития их творчества является педагог, его высокое профессиональное мастерство, его личность в целом. Ещё Ушинский отмечал, что никакие программы, никакие учебники не помогут решить исход образования, всё решает личность педагога, и влияние педагога на ребенка переоценить невозможно. Поэтому важным условием совершенствования работы по любому вопросу является повышение квалификации педагога. С повышением профессиональной квалификации я начала свою работу.
Чтобы правдиво, доступно, эмоционально «окунуть» детей в мир изо6разителыюго искусства, нужно самой там побывать, ведь красоту, гармонию формы и содержание произведения искусства надо увидеть. Я посетила почти все главные музей страны; Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в г. Москве, Эрмитаж, Русский музей в г. Санкт – Петербурге и многие другие. Любовалась полотнами И. Шишкина. И.Левитана, Саврасова, Куинджи, Айвазовского, но ведь важно научиться понимать произведения искусства. Оказывается, есть своя азбука живописи. Какой же первый слог живописной азбуки? Расположение предметов на картине – композиция. Композиция – основа живописи, она выражает главную мысль художника, идею картины. Второй слог – рисунок. Рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, его прошлом и настоящем, обо всех событиях картины. Третий слог это – всё разнообразие красоты, оттенков, тонов, пятен и тени, которыми с нами говорит картина.
Художники называют это – колорит живописи. Об азбуке живописи, как и чем, работает художник, о разных видах изобразительного искусства, жанрах живописи, о мире красок узнала из множества изученных мною книг:
· «Искусство и ты» Е. Коротеевой.
· «Изобразительное искусство в начальной школе» под редакцией В.С. Кузина и Э.И. Кубышкина.
· «Знакомство с натюрмортом» Н.А. Курочкиной.
· «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой.
· «Первые шаги в мире творчества» - опыт работы руководителя изостудии ДОУ № 421 г. Перми.
· «Играем, познаем, рисуем» Е.Л. Зелениной.
· «Игра, и учёба, изобразительное и искусства»
· «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В. Компанцевой.
и т.д.
Предварительную работу по ознакомлению с миром искусства провела в старшей группе. Используя разные методические приемы постепенно подвела детей к пониманию красоты, как эстетической категории и её проявление в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце ребёнка, к пониманию того, что поэты, композиторы, художники дарят красоту всем, кто хочет прикоснуться к ней. Познакомили детей с профессией художника, орудиями его труда. В игровой, доступной детям этого возраста форме дала первоначальные знания о цвете, композиции. Встречу с произведениями изобразительного искусства – живописью начала с репродукций картин И.И. Шишкина. На фоне музыки, поэтических строк дети смогли лучше разглядеть шедевры пейзажной лирики – «Утро в сосновом бору», «3има», воспринять и осмыслить их содержание. Живое наблюдение природы, знакомство с иллюстрациями и поэтическим произведением, помогли детям реально представить разные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках. Ряд занятий по стихам поэтов научили детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, освоить изобразительное и технические навыки.
Проведенная с детьми старшей группы диагностика помогла выявить уровень художественно - творческих способностей. Анализ полученных обследований показал, что дети ориентируются, могут применять знания на практике, но нет полной системы в усвоенных занятиях. Диагностирование детей помогло мне понять, что работу по развитию художественно – творческих способностей, эстетическому воспитанию необходима, продолжить и в подготовительной группе. Наметила следующие задачи:
Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за ту землю на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы, учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы.
Способствовать эстетическому восприятию произведений искусства: умению любоваться ими, беседовать по поводу воспринимаемого, высказывать свое мнение.
Расширять представление о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях, специфике cpeдств выразительности.
Развивать совершенствовать навыки и умение изобразительного творчества.
Расширять представление о цвете, сочетании цветов и оттенков. Побуждать к созданию на листе цветового пространства с последующим объединением его с предметным рисунком.
Работу по решению этих задач спланировала провести, в тр. этапа: .
1 этап - уточнить и расширить представление детей об искусстве в общем.
2 этап - целенаправленно и более углублённо работать по ознакомлению со свойствами цвета.
3 этап – закрепить и приумножить знания детей о пейзаже. Составила перспективный план, где выделила работу с детьми, интеграцию с другими видами деятельности и дидактику развивающей среды, работу с родителями.
Цель 1 этапа: уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как себя ведут люди в музеях. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.
Этой теме посвятила ряд занятий. Занятию «Путешествие в мир искусства» уделила особое внимание, так как очень большое значение имеет первое впечатление. Для меня было очень важно услышать от детей, когда они войдут в кабинет изодеятельности слова: «Как красиво!» Красота и искусство идентичны в своём понимании. Очень тщательно, с учётом интерьера, разместила в кабинете репродукции картин, книжной графики, произведений прикладного искусства, т.е. оформила «музей». Продумала форму организации и методику этого занятия. Разговор об искусстве начала в группе. Используя загадки, стихи, музыку, искусствоведческие рассказы, художественно-развивающие игры познакомила детей с миром искусства. С целью закрепления полученных знаний рекомендовала родителям посетить Пермский краеведческий музей. Подготовила консультации: «Как смотреть произведения искусства», «В музей с ребёнком». Все эти мероприятия помогли заинтересовать детей, у них появилось желание узнать больше. На следующих занятиях закрепила знания о живописи и её жанрах.
Живопись – волшебница очень щедрая, но свои сокровища она отдаёт только тем, чей глаз и зорок и наблюдателен. Только зная азбуку живописи: расположение фигур на картине, рисунок, всё разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени – удаётся найти слова, интонации, которые будят эмоции и помогают увидеть чудо, пробудить интерес к живописи.
Следующий этап – это целенаправленная и углублённая работа по ознакомлению со свойствами цвета: познакомить детей с составными и основными цветами. Дать представление о спектральном круге. Познакомить с художественными материалами (чем работает художник) акварель, гуашь, палитра. Развивать представления о тёплых и холодных цветах, показать значение их контраста. Упражнять в получении составных цветов разных оттенков путём смешивания. Познакомить с ахроматическими красками.
Очень интересны, на мой взгляд, составлены занятия по знакомству со свойствами цвета Е.А.Соловьёвой (Библиотека программы «Детство»). Этот блок занятий использовала по знакомству детей со свойствами цвета. На протяжении 5 занятий дети «путешествовали» в сказочной стране красок. «Жители разноцветной страны», красивая музыка Чайковского, Моцарта, Шопена, стихи, физкультминутки. «Разноцветные часы», «Цвета», экспериментирование с краской не оставили равнодушными детей, помогли запомнить основные и составные цвета, последовательность расположения цветов в радуге, научились различать тёплые и холодные цвета и т.д. Воспитатели в свободное время закрепили полученные знания при помощи дидактических игр: «Окраска воды», «Волшебные цвета», «Радужный хоровод»; нахождение в окружающей обстановке предметов, окрашенных в основные и составные цвета; рассматривание репродукций и иллюстраций, в которых отчётливо видны цветовые образы.
Цель 3 этапа работы: познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем (природным, морским, космическим). Учить понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине, выделять средства выразительности: колорит, композицию, материал. Показать связь музыки, стихов и изобразительного искусства, единства средств выразительности и передачи в разное время года, разное время суток, самостоятельно выбирать и использовать средства выразительности. Рисовать разные породы деревьев. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства. Дети любят и чувствуют природу. Сила её эстетического воздействия велика, что и произведения пейзажной живописи вызывает у них радостные ассоциации. Знакомство с этим жанром изобразительного искусства не должно носить для детей только познавательный характер, а должно превратиться в увлекательную и прекрасную «прогулку» по природе родной страны с незримым присутствием тонких и деликатных попутчиков – художников, у которых дети учатся видеть, понимать и любить и природу, и искусство. Руководствуясь этим и общим принципом, выбрала разные формы и методы работы с детьми.
Одной из форм систематической работы с детьми являются разные виды занятий: комплексные, тематические, беседы по картинам, сюжетно-тематическим рисованием, рисование с натуры, рисование по схемам, предметное рисование, основная цель которых развитие умственной активности и творческого воображения.
Основные методы, которые использовала для развития детского творчества – это непосредственное наблюдение живой природы; подкрепление этих знаний утоняющими беседами; рассматривание соответствующих картин, иллюстраций о природе; показ некоторых приёмов изображения; нетрадиционные приёмы рисования, художественно – развивающие игры, анализ рисунков, выявляющих степень творчества.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Наблюдения за природой проводила параллельно с рассматриванием пейзажа, обращая внимание детей на цвет природных объектов, например неба. Выясняю, что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, временем суток и освещения. Обращаю внимание и на небо в произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно?» (хмурое, пасмурное, тревожное; радостное, безоблачное, светлое и т.д.) Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художники меняли краски? (Грустная картина стала бы радостной, и наоборот.) Так же как и небо, рассматривали с детьми траву, землю, снег (как в природе, так и в живописи): «Какого цвета снег?». Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдули ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным. Убедится в этом помогали репродукции картин Грабаря, Левитана, Юона. Наблюдали и за тем, как природа меняется в разное время суток в зависимости от погоды. Предлагала нарисовать полянку в солнечный и непогожие дни. Вместе с детьми решали, какие краски надо взять для изображения солнечного дня, пасмурного дня.
Наблюдения за природными явлениями проводила в тесной связи с воспитателями и экологом детского сада, а уточняющие беседы непосредственно на занятиях.
Знакомила детей с пейзажем в течение всего года, подбирая картины по временам года. Использовала репродукции картин также художников – пейзажистов: И.Левитана, И.Шишкина, Юона, Куинджи, Грабаря, Айвазовского. Репродукции подбирала с учётом тех требований, которые предусматривает «Программа воспитателя в детском саду».
Ознакомление с произведениями искусства невозможно без создания особой, эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с детьми, музыки, поэтических текстов, игровых ситуаций.
Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий рассматривали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень»: «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень – праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан». Этот короткий рассказ педагога помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу(осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.
Из всех приёмов ознакомления детей с произведениями пейзажной лирики чаще всего использовала приём сравнивания. Рассматривая и сравнивая репродукции картин И.Шишкина «Зима» и «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» - Грабаря, обратила внимание детей, что при изображении одного и того же времени года, каждый художник передаёт по-разному, благодаря этому каждый человек может выбрать себе то, что ему ближе, понятнее или соответствует его мироощущениям.
В шести-семилетнем возрасте при соответственной подготовке детскому детскому восприятию уже становится доступным понимание тонкостей, связанных с настроением художника. Один и тот же пейзаж, написанный разным художником, может оказаться разным, выражать разные чувства, разные мысли. Поэтому беседа о «Пейзаже настроения» также была включена в работу. Закрепляла знания детей о пейзаже с помощью художественно-развивающих игр и упражнений, которые проводила как на занятиях, так и включала в предварительную работу, которую проводили воспитатели в группах: «Подбери цвета, которые художник использовал в картинах», «Найди картину по палитре», «Слушай звуки музыки», «В Музее осени», «В мастерской художника», «Радуга» и др. Очень понравилась детям отгадывание кроссвордов.
Для людей художественно не развитых, критерием оценки произведений часто служит сходство. Если похоже - значит картина хорошая, а если нет – плохая. Я старалась уберечь детей от таких примитивных критериев, убедить их, что художники в своих произведениях в художественно-поэтической форме передают свое восприятие мира, свое понимание его. Для этого они используют определенные выразительные средства. Библиотека программы «Детство» предлагает ряд интересных занятий «Секреты художника – живописца», где педагог, рассматривая пейзажные картины, помогает детям отгадать эти секреты.
Какие же секреты есть у художника?
1. Роль цвета в пейзажной картине.
2. О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине.
3. Почему художник выбирает для своей картины определенный формат полотна: вертикальный или горизонтальный прямоугольник или квадрат?
Конечно же, с этими секретами я познакомила детей.
Пейзажная живопись отличается от других жанров иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой, многомерностью, многообъективностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий; сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроения художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок.
Знакомство детей с пейзажем оказывает влияние на изобразительную деятельность. Рассматривая картины художников, дети лучше узнают жанр искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют колорит, композицию. У них появляется интерес, предпочтение при выборе картин. Занятия по ознакомлению с произведениями искусства (пейзажем) проводила перед занятиями рисованием, например после беседы и рассматривания картин И.Шишкина о зиме, провела сюжетное рисование «Идет волшебница зима». Для формирования творчества в рисовании пейзажа большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Поэтому рисование пейзажа дополнялись музыкой, стихами, рассматриванием иллюстраций. Известно, что предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т.е. элементарными навыками, умениями в области реалистического рисования. Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем развития художественно – творческих способностей детей в изображении детей.
Некоторые приемы передачи художественной выразительности можно показать: рисование разных пород деревьев, составление красок для нужного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе. Хороши для этой цели конспекты занятий Швайко: «Осенний клен и ель», «Осеннее дерево под ветром», где красной линией проходит вариативность изображения деревьев. В свободное время рекомендовала проводить работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Подготовила для этой цели образцы рисования.
Средством выразительности может быть и правильно подобранный материал. Для изображения пейзажа учила детей использовать гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, пастель. Так, в гуашевую краску добавляли воду, разбавляя ее до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, смешивали с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков.
Очень часто использовала прием накладывания краски на краску (после того как первая высохнет). Это помогало детям передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке. Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывали одну на другую, прямо на рисунке. Так рисовали небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение земли солнцем, изобразить землю, окрашенную разными оттенками. Использовали в рисунке разные способы закрашивания фона: с помощью поролона, разбрызгивания краски (снежная метель, дождливая погода), размыва. Если гуашевые краски давала детям для изображения таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей – акварель.
Очень важно при изображении пейзажа избегать штампов при изображении неба, земли, поэтому учила детей способу накладывания краски на цветной фон, прорисовка цветных пятен путем размывки, мазков. Цвет фона дети чаще самостоятельно подготавливали, используя свои знания о смешивании красок.
Нетрадиционные способы рисования тоже хороши для выразительности рисунка и дети охотно их использовали, например, на занятии «Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба» дети использовали прием рисования по сырому фону акварелью: пушистые елочки, траву, облака, крону деревьев лучше рисовать тычком, показать заснеженную зиму – набрызгом. Чтобы воспитатели индивидуально учили детей рисовать нетрадиционными способами, подготовила для них консультацию: «Нетрадиционные способы рисования». Большую помощь по знакомству детей с изобразительным искусством, в рисовании пейзажей оказали воспитатели групп, воспитатель – эколог, музыкальные руководители.
За время, в течении которого осуществляла намеченные планы, значительно пополнила предметную среду кабинета изодеятельности методической литературой, произведениями художественной литературы (загадками, стихами по временам года), подборкой репродукций художников – пейзажистов, которые систематически экспонировались в «музее». Подготовила наглядный материал к занятиям, вариативные образцы, иллюстрации. Оформила такие игры: «Скок – поскок», «Подбери краски», «Составь букет», «Составь ковер Снегурочки и Весны»; для закрепления линейной и воздушной перспективы – «Перспектива»; для закрепления знаний детей о жанрах живописи – «Времена года».
Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у детей появился интерес к изобразительному искусству. Рассматривая репродукции картин, они уже свободно выделяли средства выразительности картин: рисунок, композицию, колорит. Рассматривая картину дети понимают настроение художника, значительно улучшилось и качество детских рисунков: интересные по содержанию сюжеты, разнообразие красок, более реалистическое изображение сюжета.
Рост знаний навыков и умений показало и диагностирование детей, которое проводила по следующим критериям – показателям творчества:
1. Наличие выразительного образа в рисунке. Насколько живой образ, раскрыта ли характеристика предмета, события, явления.
2. Наличие в рисовании выразительных средств (цвет, динамика, композиция). Насколько изобразительные способы адекватны содержанию рисунка.
3. Индивидуальность рисунка для каждого ребенка.
4. Творческая направленность.
5. Вариативность содержания. Использование в рисунке различных техник, материалов, способов.
6. Самостоятельность в выборе замысла.
7. Инициатива в рисунке. Использование в рисунке ранее усвоенных изобразительных средств.
8. Ориентация на личный опыт ребенка в выборе замысла, способа изображения.
Уровень знаний |
Начало года |
Конец года |
Рост |
Высокий |
56 % |
68 % |
16 % |
Средний |
44 % |
32 % |
- |
Низкий |
- |
- |
- |
Итак, в заключении можно сказать, что изобразительное искусство, поэзия, музыка, а также изобразительная деятельность самих детей помогла закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе, искусстве. «Через познания сути, содержания искусства в душе ребенка постепенно формируется нравственно – эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношения ко всем явлениям жизни – к природе, труду, любви, дружбе, к Родине – сказал Б. М. Нелонский в своей книге «Мудрость красоты».
Перспективой на будущее является продолжение работы с детьми по формированию у детей способностей видеть, понимать и любить изобразительное искусство. В тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями познакомить детей с былинно – сказочным жанром живописи, помочь понять волшебную силу изобразительного искусства.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.В. Компанцева – «Поэтический образ природы в детском рисунке».
2. Т.Г.Казакова – «Развивайте у дошкольников творчество».
3. Н.А. Курочкина – « Знакомим с пейзажной живописью»
4. Е.Л. Зеленина – «Играем, познаем, рисуем».
5. Е.Коротеева – «Искусство и ты».
6. Н.А. Курочкина – «Знакомство с натюрмортом.
7. Э.И.Кубышкина, В.С.Кузина – «Изобразительное искусство в начальной школе».
8. Н.М. Крылова – «Детский сад – дом радости».
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста