Папки-передвижки

Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок

Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.


 Создание условий  для развития творческих способностей ребенка

  1. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.
  2. Говорите с малышом короткими фразами.
  3. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  4. Поощряйте любопытство и воображение ребенка.
  5. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")
  6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
  7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
  8. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.
  9. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
  10. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он непонят своими сверстниками.
  12. Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.

 

В ходе сочинения дети видят, как из одного и того же начала могут рождаться разные истории. Особенно если каждый ребенок расскажет свою сказку, и все сказки будут начинаться одними и теми же словами.

 

По действующим лицам и сюжетам сказки можно разделить на несколько групп:

  • сказки о животных;
  • сказки о взаимодействии людей и животных;
  • сказки-притчи;
  • бытовые сказки;
  • сказки-страшилки, истории о нечисти;
  • заветные сказки;
  • волшебные сказки и другие.

 

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием "примеряет" на себя различные модели поведения и роли.

Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки.

 

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД