- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Открытое занятие по ФЭМП «Выдающиеся математики»
«ВЫДАЮЩИЕСЯ МАТЕМАТИКИ»
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема "Выдающиеся математики".
Воспитатель 1 кв. категории Миннахмедова Л.Н. МДОУ д /с № 4 «Березка» п.г.т. Актюбинский. март, 2010 год
АННОТАЦИЯ
Это комплексное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать примеры и задачи на смекалку, имеющие несколько вариантов решения, развитие внимания, логического мышления и речи. На занятии используются различные виды игровой деятельности. Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Наши занятия проводим для того, чтобы на пороге школы помочь ребенку, который уже не дошкольник, но еще не школьник, построить содержательный образ « настоящего школьника ». По форме, по манере общения занятие строится как обучающее навыкам учебного сотрудничества. С материалом, которые работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, то есть направленные на развитие познавательных способностей.
ЦЕЛИ:
- Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом.
- Закреплять знания о составе числа в пределах 10.
- Познакомить детей с задачами на нахождение суммы ( целого ).
- Учить решать задачи на нахождение суммы ( целого ).
- Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.
- Повторить структуру задачи.
- Закреплять правила поведения на занятиях по математике.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Цифры от 1 до 20, набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, таблицы для закрепления знаний о составе чисел.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, круги Эйлера на каждого ребенка
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСТАНОВКИ:
Дети работают за столами ( не более чем по 2 за каждым столом).До занятия на рабочее место каждого ребенка ставят счетные палочки, набор геометрических фигур, касса цифр, карточки с кругами Эйлера.
Ход занятия:
Педагог: Ребята! В этом году вы вместе с героями сказок продолжали путешествовать по стране Математики. Даже героям сказок известно, что Математика очень важная и нужная наука.
В наше время, чтобы дом построить и машиной управлять,
Прежде нужно нам в «Гармонии» математику познать.
В нашей жизни современной – в годы мирного труда,
При расчетах непременно математика нужна.
Без нее побед не будет, а победа – это мы.
Без нее российским людям не познать своей страны!
- Ребята! Сегодня у вас в гостях добрая Фея Математика. Она хочет проверить ваши знания, выявить самого внимательного и активного, наградить самого умного. Для этого надо правильно выполнить все задания.
Появляется Фея Математика с «волшебной» палочкой.
Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя ….( ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку…(ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и «веселые» задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности. Путешествовать будем на поезде. Садитесь поудобнее, и в путь!
Дети имитируют руками движение паровоза, припевая слова из песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…
Фея Математика берет в руки «Микрофон» и объявляет остановку.
1. Остановка «Математическая разминка»
- Вспомнить порядковый счет от 1 до 10
- Вспомнить порядковый счет от 10 до 1
- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 5 до 9
- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
- Назовите соседей чисел 3,5,7,9
- Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
- Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9
- Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8
- Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
- Назовите последующее число чисел 2, 5, 9
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
2. Остановка «Счетная»
Педагог: - Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.
педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек
- Сколько бабочек?
- Сколько цветочков?
- Чего больше?
- Чего меньше?
- На сколько?
дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами
1. Засели домики числами.
2. Числам так понравилось на этой станции, что некоторые из них отправились гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно
4, 5, 6, 7, …, 9, 6, 7, 8, …, 10, 8, 7, 6, …, 4, 3, …, 1.
- Все числа вернули на свои места, наше путешествие продолжается
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
3. Остановка «Минутка для шутки»
Педагог: Здесь нас ждут хитрые задачки.
- На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? ( Висело 5 яблок )
- Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? ( 3 часа )
- Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? ( Ни одной )
- Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? ( Нисколько, остальные птицы улетели )
- У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? ( 8 )
- У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? ( 8 )
- 7. Сколько рогов у 3-х коров? ( 6 )
- 8. Сколько концов у одной палки? ( 2 )
- Продолжаем путешествие
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
4. Остановка «Минутка для отдыха»
Педагог: Пришло время отдохнуть.
Мы считали, мы считали
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем,
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим!
- Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие.
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
5. Остановка «Задача»
Педагог: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем пирамидку
Что такое условие? ( Условие, это то, что уже известно)
Что такое вопрос задачи? ( Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
Что такое решение задачи? ( Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
Что такое ответ задачи? ( Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
- Хорошо! Закройте глаза. Педагог меняет составляющие части пирамидки местами
- Посмотрите, красивая получилась пирамидка?
Ответы детей: - Нет, так неправильно.
Педагог: - Так и в задаче. Решение не может быть перед условием, а вопрос после ответа. Соберите пирамидку правильно, и давайте решим задачу.
- Послушайте задачу: « На столе лежало 3 огурца и 2 помидора. Сколько всего овощей лежало на столе?».
- Какие овощи лежали на столе?
- Сколько их?
- Положите столько зеленых овалов, сколько было огурцов.
- Положите столько красных кругов, сколько было помидоров.
- Как называется эта часть задачи?
Ответы детей: - Условие, это то, что нам уже известно.
Педагог: - «Сколько всего овощей?»
Ответы детей: - Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Педагог: - Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?
Ответы детей: - Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5
Педагог: - Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.
Ответы детей: - Всего 5 овощей.
Педагог: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько всего?»
- Молодцы! Справились с задачей. И мы отправляемся дальше путешествовать.
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
6. Остановка «Игровая» - круги Эйлера.
У детей на столах лежат карточки с изображением 2-х кругов разного цвета, и пересеченные друг с другом.
Педагог: - Ребята, возьмите 3 кружка и положите их так, чтобы:
- в красном -2, в желтом – 2
- в красном – 3, в желтом – 4
- в красном – 4
- в красном – 2, в желтом – 2
- в красном -3, в желтом – 3
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…
7. Остановка «Конечная»
Педагог: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали?
Ответы детей: подводят итог
Фея Математика: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому за свои знания, умные дети награждаются шоколадными медалями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Занятие прошло на должном уровне, дети с поставленными задачами справились. На занятии дети обобщили знания и закрепили умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать», используя при этом знаки.На занятии были использованы различные виды игровой деятельности.
Список использованной литературы
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина « Формирование математических представлений»
- Р.Е.Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3-х до 6 лет». Развиваем логику и мышление.
- Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников»
- Л. П. Петерсон, Н.П.Холина «Раз ступенька, два ступенька»
- И. Л. Юрковская «Математика для самых маленьких»
- Ю.В.Гурин «500 загадок для будущего первоклассника. Математика».
- М. А. Зиганов «Учимся читать и считать»
- Г.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к школе:Упражнения и задачи, игры, тесты»
Дополнительно: математика в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста