Тема «Дикие животные. Заяц».
Логопедическое подгрупповое занятие по постановке звука [л] с детьми старшей группы.
Задачи:
- - уточнение произношения звука [л];
- - развитие речевого дыхания;
- - развитие мимической и артикуляционной моторики;
- - развитие координации речи с движением;
- - развитие интонационной выразительности речи;
- - развитие чувства ритма;
- - активизация и обогащение лексико-грамматического словаря по теме: «Дикие животные. Заяц»;
- - развитие слухового внимания, памяти, мышления;
- - развитие фантазии, воображения, творческих способностей;
- - развитие координации и переключаемости движений;
- - формирование умения работать в коллективе.
- - развитие интереса к окружающему миру.
Оборудование: Индивидуальные зеркала; предметные картинки; оборудование для развития речевого дыхания; карточки-схемы для выполнения пальчиковой гимнастики.
Речевой материал: Загадка, стихотворный текст, материал для выполнения лексико-грамматических заданий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Знакомство с темой занятия через загадку.
Он под кустиком сидит
И ушами шевелит.
Всех он боится:
И волка, и лисицу.
(Заяц)
2. Активизация словаря по теме занятия.
Примерный план беседы:
- Внешний вид.
- Среда обитания.
- Питание.
- Подстерегающая опасность.
- Дополнительные сведения известные детям.
3. Дыхательная гимнастика.
- Упр. «Ветер-ветерок-ветрище» - изменение силы выдоха (сдуть листья, под которыми спрятался заяц от врагов).
- Упр. «Заяц нюхает воздух» - неглубокие движения на вдох и выдох, выполняется на улыбке.
4. Артикуляционная гимнастика.
(Комментарии).
- Упр. «Улыбка»: Удержать губы в улыбке, зубы видны. (Весёлый зайчик прыгает в лесу).
- Упр. «Змейка»: Рот открыт, узкий напряжённый язык то выдвигается вперёд, то убирается назад. Темп упражнения меняется. (Мимо проползла змейка).
- Упр. «Заборчик»: Зубы сомкнуты и обнажены, губы растянуты в широкой улыбке. (Вот притаился за кустом зубастый волк).
- Упр. «Заборчик» и «Змейка» выполняются одновременно. (Змейка уползает в свою норку, а волк сидит тихо-тихо, ждёт добычу).
Выполнение упражнений перед индивидуальными зеркалами.
5. Постановка звука [л].
- Вызывание звука по подражанию.
Инструкция: губы в улыбке; рот приоткрыт; зубы разжаты, между ними небольшая щель; кончик языка «выглядывает» в щель; длительное произнесение звука ы – ы. (Воет голодный волк).
- Проговаривание звука [л].
Выполнение перед индивидуальными зеркалами.
6. Развитие лексико-грамматических навыков.
- Игра «Небылицы».
Детям предлагается внимательно слушать и исправлять ошибки.
Иду я по лесу, хорошо – солнышко зелёное светит.
Слышу – птички поют, слоники летают.
Смотрю - ель стоит, а на ней яблоки, груши растут.
Иду дальше, вижу – заяц за волком бежит.
Замечательная была прогулка.
- Игра «Один – много».
Изменение слов по числам.
Заяц – зайцы, лапа – лапы, нос – носы, глаз – глаза, зуб – зубы, нора – норы, ухо – уши.
- Игра «Большой – маленький».
Изменение слов с применением уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Заяц – зайка, хвост – хвостик, нос – носик, нора – норка, лапы – лапки, глаза – глазки, зубы – зубки, усы – усики, уши – ушки.
7. Пальчиковая гимнастика.
Сопровождение стихотворного текста пальчиковыми упражнениями. Инструкция на запоминание текста.
Жили-были зайчики. (Лагздынь Г.Р.)
Жили-были зайчики
На лесной опушке,
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
8. Подведение итогов занятия.
Припоминание видов деятельности использованных на занятии.
Предыдущие статьи: