- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Как родился город Тамбов»
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Как родился город Тамбов»
Составила воспитатель Л.А. Аршинникова. г. Тамбов 2011г. МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Белочка"
Программное содержание: вызвать у детей интерес к изучению родного края, познакомить их с историей возникновения города Тамбова, дать сведения о гербе. Приобщать к фольклорному творчеству, учить детей любить и гордиться своей малой Родиной.
- Скажите мне дети, кто из вас знает, как появился наш с вами родной город Тамбов? Не знаете? А хотите узнать? Ну, тогда нам просто необходимо отправиться в старо-древние времена, а именно в то время когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей)
Имитируется машина времени. Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Звучит космическая музыка.
Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
- Мы с вами ребята оказались в чистом поле. Вы что-нибудь видите? Крепость? Давайте подойдем поближе. А кто знает, для чего строили крепости? Совершенно верно, чтобы защищаться от врагов.
- Вот и крепость Тамбов тоже была построена в чистом поле, чтобы защищать Московское государство от вражеских набегов. Располагайтесь поудобнее, я расскажу вам, как все происходило.
- Давным-давно было в наших местах маленькое поселение и называлось оно Тонбов. На беззащитных людей часто нападали враги-кочевники: жгли дома, уводили людей в плен. Вот и решили наши с вами предки построить крепость для защиты.
- Очень тяжело приходилось людям на строительстве крепости. Ведь всю работу они делали в ручную. День и ночь звенели топоры, пилы, стучали лопаты. И вот, благодаря, выносливости, трудолюбию, умениям русского народа, наших с вами предков, крепость была построена. (показ картины оборонительной крепости)
- Рассмотрите внимательно. Какая получилась крепость? (высокая, крепкая, со сторожевыми башнями)
- А вот интересно, почему же наши предки выбрали для строительства крепости именно это место? Что у нас здесь такое необыкновенное?
- Во-первых, крепость располагалась на двух возвышенностях, а с высоты врага заметить проще.
- Во- вторых, крепости строили, там, где, можно добыть воду и еду. Как вы думаете, где наши предки брали воду и добывали пищу? Воду брали в реках, там же ловили рыбу. Еду можно было найти в лесах, которые окружали крепость. Что же люди могли найти в лесу для еды? (грибы, ягоды, дичь, звери).
- А еще, ребята, нигде нет такой хорошей и плодородной земли, как у нас на Тамбовщине. На ней выращивали пшеницу и самые вкусные овощи и фрукты. Она даже по цвету отличается. Каким цветом наша земля? (черным)
Правильно, поэтому её и называют чернозем. Ваши прапрабабушки и прапрадедушки называли её ласково – земелюшка- чернозем, слагали о ней песни, водили хороводы. А давайте-ка, и мы встанем в хоровод.
Сюрпризный момент: появляются гости – девочка и мальчик в русских костюмах. Дети рассматривают костюмы, а воспитатель объясняет, что так когда-то одевались их прапрабабушки и прапрадедушки. Гостей приглашают в хоровод.
Исп. Хоровод «Земелюшка-чернозем»
- Крепость выдержала много сражений. Но постепенно она утратила свое оборонительное значение и превратилась в торговый город (рядом с макетом крепости ставятся дома). А вы знаете, ребята, что у каждого города есть свой знак.
(Дети подходят к выставке гербов Русских городов)
- Посмотрите на эти картинки, что на них изображено? (Дети перечисляют предметы, изображенные на картинках – рыбы, медведь, лев…)
- Обратите внимание, все изображения имеют одинаковую форму – форму щита. Может быть, кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом, то, что вы рассматриваете?
- Это гербы русских городов. У каждого города есть свой герб. А кто знает, что такое герб? (ответы)
- Герб – это знак, на котором старались изобразить, что-то очень важное для города, например, основное занятие жителей.
- Если на гербе изображена рыба, что это может значить? (что люди в этом городе занимаются рыболовством). Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.
- А если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что изображено на гербе города Тамбова.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
- Кто это? (пчела)
- Теперь вы сможете без труда отыскать герб нашего города. Да, вот он. А вы знаете, почему именно пчелы изображены на нашем гербе?
- В старину большинство поселений нашего края занималось бортничеством – сбором меда диких пчел. Мед в то время ценился очень высоко. Давайте мы сейчас отдохнем и поиграем в игру «Пчелки».
Подв. игра «Пчелки»
- А сейчас я расскажу вам одну легенду, как народ сказывал, почему же на нашем гербе улей и пчелы нарисованы. Садитесь поудобнее, да слушайте.
- Собрались однажды мужики из поселения Тонбов (а именно так сначала назывался наш город) навестить бортные места. Взяли они с собой мальчика-сироту Ваню, чтоб отвлекся он от горя своего. Отца его злые вороги убили, а мать и сестру увели в плен. Остался он один-одинешенек. Ну, так вот, пошли мужики борти проверять, мед искать. Отстал Ванюшка от взрослых и вышел на холмистый берег реки Цны. Плавно несет река свои воды и отражаются в них облака белые.. Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. Оно загорелось и с треском рухнуло на землю. В дереве том было дупло, где дикие пчелы жили. Заметались они бедняжки над горящим деревом, жужжат жалобно, помощи просят. Ванятка побежал, снял с себя рубашку, и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему пожар потушить и спасти пчелиное семейство.
И тут чудесным образом явился Ванюшке Старец (демонстрирует картинку). Положил он руки на голову мальчика, и такое тепло пошло по всей голове, и почувствовал Ваня доверие, любовь и доброту, какое шло от отца и матери. Заплакал Ванюшка, вспомнив о них. Успокоил его Старец и сказал: «Тогда перестанут враги совершать свои набеги, уводить в плен людей, землю разорять, сеять смерть и горе, когда на том месте, где мы находимся, поставлена будет крепость. Она-то и защитит русских людей. Назовут ту крепость Тамбовом, и превратится крепость та в город многоликий».
И ещё Старец сказал: «Покажу тебе Ванюшка, где хранится тайна земли нашей». Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы золотые. Одна села на лоб Старцу, вторая – на ладонь правой руки, третья – на ладонь левой руки. «Та, что на лбу будет поддерживать и укреплять веру глубокую, что в правой руке – будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных, та, что на левой руке будет собирать и сохранять красоту. И соединяться они в круге вечности, засияет земля Тамбовская и откроется тайна, сокрытая до времени».
Так же внезапно, как появился, исчез Старец с ульем и пчелами, только чудесным образом, наполнились короба Ванюшкины медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, удивились рассказу его.
Сказка это или быль, но к концу 17 века на гербе города Тамбова появился улей и три пчелы над ним. Улей стоит на зеленой траве, сверху голубое небо.
Сюрпризный момент: пчелка приводит детей к коробу с конфетами.
- Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время. (Машина времени)
Вот мы и вернулись.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста