- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
«Знакомство с русским народным костюмом» комплексное занятие по развитию речи с аппликацией
{БАННЕР=banner3}
«Знакомство с русским народным костюмом»
Комплексоне занятие по развитию речи с аппликацией для детей подготовительной к школе группы.
Цель:
Познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
- Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
- Способствовать развитию речи.
- Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации к сказкам.
- Куклы в русских народных костюмах.
- Заготовки кукол для аппликации.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей
- рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.
- Разучивание стихотворений об Угличе.
Ход занятия:
Ребенок рассказывает стихотворение о родине
Что мы родиной зовем?
Дом где мы с тобой растем.
И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!
- о чем стихотворение? (о родине)
- В какой стране мы живем? (в России)
- Назовите столицу нашей России? ( Москва)
- В каком городе мы живем? (в Угличе)
- В какой области находится наш город? ( Ярославской области)
Воспитатель: наш город древний, о нем написаны песни и стихи. Маша прочти нам стихотворение Павла Голосова об Угличе.
Я ребята не кулик-
Не хочу хвалиться,
Что наш Углич так велик,
Чуть ли не столица.
Он конечно город все ж,
Но замечу кстати.
Из конца в конец пройдешь –
Часу не затратишь.
Но ценю я городок
Помня повод веский
Мол, да все же уголок
Родины чудесной.
Не краснея перед ней
Матушкой Россией
Мне скажу он всех родней, да и всех красивей.
Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.
- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)
- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)
- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)
- Какую носили одежду? (ответы детей)
Воспитатель: Мы были с вами в музее и видели там вещи, которые нельзя наитии дома или в магазине. Кто работает в музее? (ответы детей). Экскурсоводами сегодня будем мы с Олесей.
А сегодня мы побываем в нашем музее. Приглашаю вас в зал « Сказок».
Экскурсовод ребенок.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.
- Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)
- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)
-На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)
-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)
- Вам понравилось в зале «Сказок»? (ответы детей). Давайте еще раз вспомним, какую одежду носили? До свидания!
Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)
В древней Руси в основном шили одежду сами.
- Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)
- Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)
А сейчас мы пойдем в следующий зал «Зал кукол». Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.
- Рассмотрим женский костюм:
- Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.
-Как называется эта одежда? (сорочка, сарафан украшен вышивкой, кокошник)
- Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку - коса- девушки
- Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой )
Теперь рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты.
- Как называется эта одежда? (косоворотка, порты)
На голове? ( картуз) Обувь - сапоги, лапти.
Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.
Обобщение: Главная часть женского костюма, сорочка, сарафан.
Главная часть мужского костюма косоворотка, рубаха, порты.
Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.
- Что общего в этих костюмах? (сорочка, косоворотка, сарафан, порты)
- А ,что ,не похожее, разное в костюмах ? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана, ткань разных оттенков)
- В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая.
- Как вы думаете почему такая разная ткань? (на севере холодно, пасмурно, а на юге тепло, светит ярко солнце, много цветов и зелени.)
Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.
- Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила мама.
Воспитатель: На этом наша экскурсия в музей закончилась. Нас уже ждут Иван да Марья, они приглашают нас в свою мастерскую.
Воспитатель: - Здравствуйте, Иван да Марья! (куклы)
Иван: – Мы знаем, что вы познакомились с особенностями русского народного костюма.
Марья:– Просим помочь нам украсить сарафаны на праздник для друзей.
Воспитатель: Ребят? а поможем украсить сарафаны? (Да! ) Садитесь за столы.
АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.
Включить русскую народную музыку. Обратите внимание как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)
ИТОГ:
Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.
Иван да Марья: Спасибо ребята, вы нам очень помогли. Ваши сарафаны нарядные и красивые.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста