Анна Дерябина
Конспект занятия «Путешествие в смешанный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса, правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление, память, воображение, внимание, способность анализировать.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Материал и оборудование: пирамида, карточки с изображениями животных, Ширма «Лес», цветные карандаши, рабочие тетради, телевизор, интерактивная доска, картинки с изображениями деревьев.
Содержание деятельности:
1. Введение в образовательную ситуацию:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
Воспитатель: Ребята, а вы были в лесу? Что растет в лесу? (Предварительные ответы детей: деревья, грибы, ягоды). Кто живет в лесу? (предварительные ответы детей: волк, заяц, лиса, медведь, рысь, ласка, белка, лось, олень, снегирь, рябчик, сойка).
2. Актуализация представлений по теме.
Чем питаются эти животные? (предварительные ответы детей: травой, грибами, другими животными, семенами, орехами)
Воспитатель: Животные бывают травоядными и хищниками. А вот кто травоядный, а кто хищник, сейчас с вами и определим, поиграв в игру «Хищники и травоядные». Перед вами лежат карточки, на которых изображены животные, ваша задача вспомнить, чем питается это животное и поместить на нашу пирамиду. Зеленый цвет на пирамиде – травоядные животные, красный – хищники.
Дети играют в игру.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Скажите, пожалуйста, медведь чем питается? (предварительные ответы детей: малиной, медом, орехами, лягушками, рыбой).
Воспитатель: Если мы посмотрим с вами на карту нашей страны, то увидим очень много на ней зеленого цвета. Это леса. Но леса бывают разные. Есть леса, в которых растут только сосны и ели. Это хвойный лес. Есть леса, в которых растут березы, дубы, липы, тополя, те деревья, у которых есть листья. Это лиственный лес.
3. Затруднение
А есть леса, в которых растут и хвойные деревья, и лиственные. Как же называется такой лес? (Ответы детей).
4. Открытие. Такой лес называют смешанным. Хотите побывать в смешанном лесу? (Ответы детей: да) На чем мы можем поехать в лес? (Ответы детей: на машине, поезде, самолете, автобус).
Воспитатель: Тогда отправимся на поезде.
Звучит музыкальная игра «Паровозик». Дети приезжают в лес.
Лесовушка собирает ягоды. Удивленно смотрит на детей.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Лесовушка: Здравствуйте, я Лесовушка, хозяйка леса. Хожу, брожу, слежу за порядком. Хотите узнать, чем же богат лес? (Ответы детей. да).
Лесовушка: В лесу различают несколько уровней растений. «Крыша» леса – это листья и ветки самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых и птиц. Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это подлесок. В самом низу лесная подстилка – огромное количество опавших листьев. В лесу очень много животных: птицы, насекомые, медведи, лисы, волки, зайцы, олени, косули…
5. Применение. А кто в каком ярусе живет, мы сейчас узнаем.
Дети проходят к столам и садятся. (работа с пособием стр. 25 зад. 2)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы справились с заданием. Ребята, нам только что Лесовушка говорила, что лес очень богат. Почему же мы говорим, что лес – это наше богатство? (предварительные ответы детей: много деревьев, которые дают нам кислород, много животных).
Посмотрите на картинки, чем же богат лес? (работа в пособии с. 26. зад. 3)
Обсуждение картинок.
Воспитатель: Ребята, что случилось? Почему Таня и Ваня закрыли нос и рот? (ответы детей). Что нужно сделать, чтобы Ваня и Таня дышали чистым воздухом? (Ответы детей).
Лесовушка: Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой, вдохнуть свежего, чистого лесного воздуха. Все растения в лесу дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому нужно лес беречь, и не обижать его.
Воспитатель: Спасибо вам, Лесовушка, за такую хорошую экскурсию по лесу.
Сильный ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться,
Клен кивает головой.
А кудрявая береза
Провожает всех ребят,
До свидания, лес зеленый,
Уезжаем в детский сад!
До свиданья!
Дети отправляются обратно на поезде в детский сад.
6. Итог, результат деятельности.
Воспитатель: Ребята, в каком лесу мы с вами побывали? Кого встретили? Что нового вы узнали о лесе?