Лучший педагог года

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (ФГТ)

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Ожегова Ю.Ю., зам. зав. по ВМР ДОУ № 119 г.Братска


Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы, данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

  • тематическая узость,
  • поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,
  • эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

  • проектирование,
  • организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования.

Так, например, программа «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой) предполагает реализацию комплексно-тематического принципа построения Программы на основе примерного календаря праздников, который обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
  • разнообразие форм подготовки и проведения праздников;
  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);
  • основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

Авторы программы «От рождения до школы» (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели.

Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

В программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для ведения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Наше дошкольное учреждение осуществляло свою деятельность на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой). Аналогом этой программы стала примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса). Поэтому, изучив данную программу, основываясь на ФГТ, наш коллектив с января 2011 года перешел на новую систему планирования и организации работы.

В основе комплексно-тематического планирования лежат темы предложенные авторами программы. Однако, учитывая особенности региона, уровень профессионализма педагогов, а так же учитывая традиции учреждения, мы внесли некоторые корректировки.

Комплексно-тематический план работы с детьми

Январь- май 2011 года

Младший дошкольный возраст

 

 

Средний и старший дошкольный возраст

 

 

 

Для планирования и накопления информационных материалов педагогам были предложены следующие таблицы.

Тема ______________________________________________________

Период ______________ Группа ______________________________

 

 

 

 

 

Комплексно-тематический план

Период __________________________________________________________________

Возрастная группа ________________ Тема: ___________________________________

 

 


Литература:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  3. О комплексно-методическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О.А.Скоролупова, Н.В.Федина //Дошкольное воспитание, 2010, № 5, с.40-45.
  4. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Науч. Рук. Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов; рук. авт. колл. Н.В.Фединой. – Москва: Просвещение, 2010. – 256 с.
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД