Получи документы

«В гости к нам пришла матрёшка»

Цель:

Дать представление родителям об адаптационном периоде, как важнейшем факторе при поступлении ребёнка в МОУ.

 

Предварительная работа:

Подбор материалов для фото приложения, (фото – слайды) Рекомендации для музыкальных работников «Праздники – развлечения»

  1. Стенд «В гости к нам пришла матрешка» (название стенда, 5 картонных матрешек, 12 бабочек-оригами с написанными на них загадками, «Матрешкин кроссворд»).
  2. Детские игрушки: кукла, мячик, пирамидка, неваляшка, матрешка.
  3. Набор жетонов за правильные ответы.

Материал: (аудиозапись)

Призы: сладости (шоколад, конфеты)


 

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

 

Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции челове­ческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впер­вые стал рассматривать взаимоотношения человека с соци­альной микросредой.

 

Успешность адаптации проявля­ется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Показателями успешности адаптации являются:

  • настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);
  • аппетит (малыш хорошо ест);
  • сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);
  • активность в игре и речи;
  • общение со взрослыми и свер­тками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).

 

Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации.

Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.

 

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.

Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процес­се передачи видоизменялось, появ­лялись варианты одного и того же произведения.

 

Фольклор бытует как во взрос­лой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольк­лор представляет собой специфиче­скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систе­му поэтических и музыкально-поэти­ческих жанров фольклора.

 

Поэзия пестования - удивитель­но тонкий и гибкий инструмент на­родной педагогики.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - по­тешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уро­ки поведения и отношений с окружа­ющим миром.

 

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, под­держания в часы бодрствования ра­достных эмоций для воспитания здо­рового, жизнерадостного и любозна­тельного человека.

Потеш­ки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ре­бенка в игру.

Потешки сменяются прибаутка­ми. В них рассказывается незамысло­ватая история с элементарным сюже­том, например:

Скачет галка по ельничку-березничку, (слайд)

Плачет: наехали разбойники,

Сняли чёрные сапоги

Не в чем теперь скакать по городу,

Не в чем плясать.

 

Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые за­нимают переходное положение меж­ду фольклором пестования и дет­ским».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познава­тельное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

 

Фольклор оказывает психофизи­ческое воздействие на ребенка: вызы­вает радостные эмоции, координиру­ет движения малыша, учит преодоле­вать страх.

Одним из важных условий адап­тации детей является создание эмоционально бла­гоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя ком­фортно и защищено, проявляет активность.

 

Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; уста­новлению открытых, доверительных отношений между педагогами и де­тьми.

 

Знакомя детей с но­вичком, можно использовать потешку:

Кто у нас хороший? (слайд)

Кто у нас пригожий?

Боренька (Коленька) хороший,

Боренька (Коленька) пригожий.

 

Малыши проявляют интерес к ко­лыбельным песням, пестушкам, по­тешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмо­циональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в пери­од адаптации, включая во все режим­ные моменты жизни ребенка.

 

Пестушки и потешки, сопровож­дающие игровые движения, являются прекрасным посредником для уста­новления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих пере­живаниях, то в таких играх все стано­вится возможным. Проигрывая раз­личные ситуации с помощью движе­ний рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

 

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызыва­ют у них радость. С помощью пальчи­ковых игр у ребенка не только разви­вается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состо­яния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Многие фольклорные произведения построены в форме диалога, например:

Курочка-рябушечка, куда идешь? (слайд)

На речку.

Курочка-рябушечка, за чем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»

 

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движе­ний, «забиваются» в уголок, уединя­ются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вы­зываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Удачно подобранная потешка по­могает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:

Кашка из гречки (слайд) .

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Оля(Катя, Вера) ела.

 

Или:

Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 

Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоци­ональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отноше­ний, а постепенное вовлечение ребен­ка в новую среду, правильно органи­зованные систематические и плано­мерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают не­прерывный подъем в развитии воз­можностей и способностей личности.

Для реализации своей темы самообразования я поставила перед собой за­дачу: разработать методику по ис­пользованию произведений устного народного творчества, в частности материнского фольклора, с целью облегчения процесса адаптации де­тей раннего возраста к дошкольному учреждению.

 

На подготовительном этапе работы : (слайд)

  • подобран фольклорный мате­риал, адекватно возрасту детей;
  • составлена картотека колыбель­ных песен, поэзии пестования для всех режимных моментов;
  • подготовлена письменная информация для родителей «Колы­бельная песня в жизни малыша»;
  • оформлена папка-перед­вижка «Наши пальчики играли...» с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчи­ками;
  • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произве­дениями;
  • проведена родительская гостиная на тему: «Потешка для всех режимных моментов».
  • выпущена серия журналов «Карамелька» .

 

На основном этапе организована работа, с использованием фольклорных про­изведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Например: (слайд)

 

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, Алешенька дорогой.

Я Алешеньку люблю,

Ему песенку спою.

 

Практика показывает, что каждому ре­бенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малы­ша, особенно в период адап­тации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные мо­менты с помощью потешек, песенок.

 

Например, при умы­вании: (слайд)

Водичка, водичка,

Умой Насте (Леше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

 

 

При одевании на прогулку: (слайд)

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

 

Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, со­провождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотен­цем). Когда дети моют руки, сопро­вождаем их действия потешками.

 

Ай, лады, лады, (слайд)

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

 

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто,

Моем быстро, быстро, быстро.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

 

Главное в адаптационный пери­од – создать условия, предотвраща­ющие возможность истощения дет­ского организма, поскольку дли­тельное бодрствование в коллективе приводит к накопле­нию утомления даже на фоне инте­ресной организации жизни детей. В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладыва­ния с куклой прямо в спальне.

 

Например: (слайд)

«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка пригото­вилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог - обращается к кукле), что-то ты не веселая, устав­шая, наверное, спать захотела? Ло­жись, мы тебе песенку споем (воспи­татель укладывает куклу, поет колы­бельную песню тихим, ласковым голосом)».

 

Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уло­жить свои игрушки. Он ласково по­глаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную пес­ню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбель­ные.

 

Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением поте­шек, пестушек:

 

Вот проснулся петушок, (слайд)

Встала курочка.

Подымайся (просыпайся), наш дружок.

Встань, наш Юрочка.

 

В процессе работы часто прихо­дится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения, например:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

 

 

После пробуждения всех де­тей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способ­ствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:

 

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

 

Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые спо­собствуют снятию напряже­ния, стабилизации эмоцио­нального состояния.

 

Например: (слайд)

Пальчики,пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

Аза ними Алексей,

Ну а это Гришка,

Гришка-шалунишка.

 

Или:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Ну а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

 

Родители заинте­ресовались данными играми и стали разучивать новые игры дома. Прихо­дя в группу, дети устраивают малень­кие концерты, демонстрируя новые игры с пальчиками. Это забавляет и сближает малышей. Для того чтобы дети не только слышали фольклорные произведения, но и видели их зрительно, мы знакомим малышей с иллюстрированными изданиями. В ходе работы мы заметили, что детям очень нравится, когда знакомая по­тешка сопровождается показом ил­люстраций из книг. (слайд)

 

После знакомства с книгой мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольстви­ем берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звуча­ния пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народ­ного творчества в играх и повседнев­ной деятельности, значительно обо­гащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

 

Применяя в работе разно­образные приемы и формы воздейст­вия на детей с использованием мате­ринского фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полю­бившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки, исполнять колыбельные песни по «заявкам» детей, чередуя их с новы­ми произведениями.(слайд)

 

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не толь­ко облегчить процесс адаптации ре­бенка к детскому саду, но и способст­вуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.

 

А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам поучаствовать в викторине  «В гости к нам пришли матрешки», проверить свои знания в области фольклора, продемонстрировать способности. Наша викторина командная. Участники сидящие за первым столом - одна команда, за вторым – другая команда. Прежде чем мы начнем нашу викторину я предлагаю назвать одну команду «Матрешки», другую «Неваляшки» (согласны) тогда начнем.


 

Викторина на тему: «В гости к нам пришла матрешка»

  1. Стенд «В гости к нам пришла матрешка» (название стенда, 5 картонных матрешек, 12 бабочек-оригами с написанными на них загадками, «Матрешкин кроссворд»).
  2. Детские игрушки: кукла, мячик, пирамидка, неваляшка, матрешка.
  3. Набор жетонов за правильные ответы.

Музыкальное сопровождение: (аудиозапись)

Призы: сладости (шоколад, конфеты)

 

Уважаемые коллеги, всем известно, что матрешка - уникальная народная русская игрушка, наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

 

А скажите, пожалуйста - Есть ли в вашем доме матрешки?Я предлагаю вам поучаствовать в блиц –опросе. Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы». За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце жетоны будут подсчитаны и победители получат сладкие призы.

 

Дуйте в дудки, (слайд)
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!

 

Матрешкин блиц-опрос:

  1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)
  2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
  3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
  4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
  5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).
  6.  Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).

Спасибо. Раздаются жетоны за правильные ответы.

 

Праздник матрешек - это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. Поэтому я приглашаю вас принять участие в матрешкиных конкурсах.

 

Матрешкины конкурсы:

Предлагаем двум участникам надеть юбку и повязать платок - нарядиться матрешками. Жетон получит тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее. Матрешки - игрушки, в которые не играют. Матрешки украшают дом. И все-таки матрешка, превратившись в сувенир, не перестала быть игрушкой. Назовите свои любимые игрушки, отгадав загадки.

 

Загадки:

Нужно снять со стенда бабочку-оригами, развернуть, прочитать загадку и дать ответ. 

 

  • - Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (Юла)
  • - Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. (Барабан)
  • - Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна. (Матрешка)
  • - По дорожкам, по тропинкам он бежит. А поддашь его ботинком - он летит. Вверх и вбок его кидают на лугу. Головой его бодают на бегу. (Мяч)
  • - Две ручки и веревочка - веселая игра. В нее играют девочки из нашего двора. (Скакалка)
  • - Его спустишь с поводка – улетит он в облака. (Воздушный шарик)
  • - Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает. (Самовар).
  • - Русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов, надеваемое поверх рубашки с длинными рукавами. (Сарафан).
  • Головной, пуховый... (платок).
  • - Подарок на память о человеке, стране, городе. (Сувенир).
  • - Регулярно устраиваемая большая распродажа товаров с развлечениями. (Ярмарка).
  • - Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек. (Липа).

 

3. Задание называется «Узнай игрушку с завязанными глазами».

Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику - узнай!

Варианты игрушек: кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, чебурашка, пирамидка, неваляшка.

 

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд

 

4. Задание: Разгадывание кроссворда

Подсчитываются жетоны.За активное участие наши матрешки приготовили сладкий приз.

 

Итогом моей работы по теме фольклора явилось создание серии журналов «Карамелька». Если вас заинтересовал данный материал я готова поделиться. (раздается подготовленный материал «Сказки – помощницы»).

Если у вас возникли вопросы, я готова на них ответить. Спасибо за участие! (слайд)

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД