- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
«В гости к нам пришла матрёшка»
Цель:
Дать представление родителям об адаптационном периоде, как важнейшем факторе при поступлении ребёнка в МОУ.
Предварительная работа:
Подбор материалов для фото приложения, (фото – слайды) Рекомендации для музыкальных работников «Праздники – развлечения»
- Стенд «В гости к нам пришла матрешка» (название стенда, 5 картонных матрешек, 12 бабочек-оригами с написанными на них загадками, «Матрешкин кроссворд»).
- Детские игрушки: кукла, мячик, пирамидка, неваляшка, матрешка.
- Набор жетонов за правильные ответы.
Материал: (аудиозапись)
Призы: сладости (шоколад, конфеты)
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Показателями успешности адаптации являются:
- настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);
- аппетит (малыш хорошо ест);
- сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);
- активность в игре и речи;
- общение со взрослыми и свертками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).
Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации.
Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.
История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.
Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.
Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.
Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.
Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.
Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом, например:
Скачет галка по ельничку-березничку, (слайд)
Плачет: наехали разбойники,
Сняли чёрные сапоги
Не в чем теперь скакать по городу,
Не в чем плясать.
Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.
Одним из важных условий адаптации детей является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.
Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.
Знакомя детей с новичком, можно использовать потешку:
Кто у нас хороший? (слайд)
Кто у нас пригожий?
Боренька (Коленька) хороший,
Боренька (Коленька) пригожий.
Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая во все режимные моменты жизни ребенка.
Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Многие фольклорные произведения построены в форме диалога, например:
Курочка-рябушечка, куда идешь? (слайд)
На речку.
Курочка-рябушечка, за чем идешь?
За водой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»
В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:
Кашка из гречки (слайд) .
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Оля(Катя, Вера) ела.
Или:
Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Для реализации своей темы самообразования я поставила перед собой задачу: разработать методику по использованию произведений устного народного творчества, в частности материнского фольклора, с целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
На подготовительном этапе работы : (слайд)
- подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
- составлена картотека колыбельных песен, поэзии пестования для всех режимных моментов;
- подготовлена письменная информация для родителей «Колыбельная песня в жизни малыша»;
- оформлена папка-передвижка «Наши пальчики играли...» с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями;
- проведена родительская гостиная на тему: «Потешка для всех режимных моментов».
- выпущена серия журналов «Карамелька» .
На основном этапе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Например: (слайд)
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алешенька дорогой.
Я Алешеньку люблю,
Ему песенку спою.
Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.
Например, при умывании: (слайд)
Водичка, водичка,
Умой Насте (Леше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку: (слайд)
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.
Ай, лады, лады, (слайд)
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто,
Моем быстро, быстро, быстро.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей. В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с куклой прямо в спальне.
Например: (слайд)
«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог - обращается к кукле), что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».
Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.
Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок, (слайд)
Встала курочка.
Подымайся (просыпайся), наш дружок.
Встань, наш Юрочка.
В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения, например:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
Например: (слайд)
Пальчики,пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
Аза ними Алексей,
Ну а это Гришка,
Гришка-шалунишка.
Или:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Ну а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Родители заинтересовались данными играми и стали разучивать новые игры дома. Приходя в группу, дети устраивают маленькие концерты, демонстрируя новые игры с пальчиками. Это забавляет и сближает малышей. Для того чтобы дети не только слышали фольклорные произведения, но и видели их зрительно, мы знакомим малышей с иллюстрированными изданиями. В ходе работы мы заметили, что детям очень нравится, когда знакомая потешка сопровождается показом иллюстраций из книг. (слайд)
После знакомства с книгой мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Применяя в работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием материнского фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки, исполнять колыбельные песни по «заявкам» детей, чередуя их с новыми произведениями.(слайд)
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.
А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам поучаствовать в викторине «В гости к нам пришли матрешки», проверить свои знания в области фольклора, продемонстрировать способности. Наша викторина командная. Участники сидящие за первым столом - одна команда, за вторым – другая команда. Прежде чем мы начнем нашу викторину я предлагаю назвать одну команду «Матрешки», другую «Неваляшки» (согласны) тогда начнем.
Викторина на тему: «В гости к нам пришла матрешка»
- Стенд «В гости к нам пришла матрешка» (название стенда, 5 картонных матрешек, 12 бабочек-оригами с написанными на них загадками, «Матрешкин кроссворд»).
- Детские игрушки: кукла, мячик, пирамидка, неваляшка, матрешка.
- Набор жетонов за правильные ответы.
Музыкальное сопровождение: (аудиозапись)
Призы: сладости (шоколад, конфеты)
Уважаемые коллеги, всем известно, что матрешка - уникальная народная русская игрушка, наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
А скажите, пожалуйста - Есть ли в вашем доме матрешки?Я предлагаю вам поучаствовать в блиц –опросе. Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы». За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце жетоны будут подсчитаны и победители получат сладкие призы.
Дуйте в дудки, (слайд)
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!
Матрешкин блиц-опрос:
- Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)
- Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
- Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
- Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
- С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).
- Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).
Спасибо. Раздаются жетоны за правильные ответы.
Праздник матрешек - это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. Поэтому я приглашаю вас принять участие в матрешкиных конкурсах.
Матрешкины конкурсы:
Предлагаем двум участникам надеть юбку и повязать платок - нарядиться матрешками. Жетон получит тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее. Матрешки - игрушки, в которые не играют. Матрешки украшают дом. И все-таки матрешка, превратившись в сувенир, не перестала быть игрушкой. Назовите свои любимые игрушки, отгадав загадки.
Загадки:
Нужно снять со стенда бабочку-оригами, развернуть, прочитать загадку и дать ответ.
- - Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (Юла)
- - Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. (Барабан)
- - Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна. (Матрешка)
- - По дорожкам, по тропинкам он бежит. А поддашь его ботинком - он летит. Вверх и вбок его кидают на лугу. Головой его бодают на бегу. (Мяч)
- - Две ручки и веревочка - веселая игра. В нее играют девочки из нашего двора. (Скакалка)
- - Его спустишь с поводка – улетит он в облака. (Воздушный шарик)
- - Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает. (Самовар).
- - Русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов, надеваемое поверх рубашки с длинными рукавами. (Сарафан).
- Головной, пуховый... (платок).
- - Подарок на память о человеке, стране, городе. (Сувенир).
- - Регулярно устраиваемая большая распродажа товаров с развлечениями. (Ярмарка).
- - Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек. (Липа).
3. Задание называется «Узнай игрушку с завязанными глазами».
Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику - узнай!
Варианты игрушек: кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, чебурашка, пирамидка, неваляшка.
А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд
4. Задание: Разгадывание кроссворда
Подсчитываются жетоны.За активное участие наши матрешки приготовили сладкий приз.
Итогом моей работы по теме фольклора явилось создание серии журналов «Карамелька». Если вас заинтересовал данный материал я готова поделиться. (раздается подготовленный материал «Сказки – помощницы»).
Если у вас возникли вопросы, я готова на них ответить. Спасибо за участие! (слайд)
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста