- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
ДОУ и социум: система взаимодействия
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).
Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.
К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения можно отнести следующие:
- длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами), что связано с изменением статуса детства;
- появление новых требований к характерологическим чертам будущего члена общества;
- стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности процесса социализации.
Во-первых, социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой — в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Успешная социализация подразумевает способность человека найти гармоничное соотношение этих двух сторон.
Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.
В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.
Социальная сфера - Образование:
Младшие и средние группы: Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)
Старшие и подготовительные к школе группы: Школа (общеобразовательные: №№ 21, 22, 6, лицей, музыкальная, спортивная, художественная, детская школа искусств): экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («Мост дружбы», «Масленица»).
Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду
Педагогический институт: назначение, взаимодействие (педагогическая практика студентов.
Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:
Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях
Старшие и подготовительные к школе группы: Музеи: назначение, экскурсии в Музей князей Голицыных, Дом-музей И.В. Мичурина, Музей А.М. Герасимова, Краеведческий музей; выездные выставки музеев в детском саду
ДК «Авангард», Центр детского творчества: участие в городских конкурсных программах
Социальная сфера - Сфера услуг:
Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.
Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на почту, парикмахерскую
Социальная сфера - Физическая культура и спорт:
Младшие и средние группы: Физкультура и плавание в детском саду
Старшие и подготовительные к школе группы: Физкультура и плавание в детском саду
Спортклуб «Темп»: спортивные соревнования, праздники, развлечения, олимпиады
Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:
Младшие и средние группы: Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, процедурный кабинет, физиокабинет; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры
Старшие и подготовительные к школе группы: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и профессии фармацевта.
Социальная сфера - Средства массовой информации:
Кабельное телевидение: ознакомление с профессией журналиста, проведение телевизионных консультаций специалистов ДОУ, Сотрудничество с редакцией городской газеты «Мичуринская правда»
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараются максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.
Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Педагоги ДОУ проводят беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города. Также полезным, на наш взгляд, является проведение выездных экскурсий и выставок городских музеев на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.
В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействовать с несколькими из них - №21, №22, №6, лицеем. Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.
Важным звеном в работе детского сада по взаимодействию с социумом является постоянное сотрудничество с Тамбовской областной филармонией и спортивным клубом «Темп», на базе которого проводились такие мероприятия, как Малые Олимпийские игры, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.
Литература
- Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. - № 5. – С. 72-80.
- Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста