Чувства «своего места» и «не своей тарелки» - совсем не детские. Но появляются такие проблемы уже в 3-4 летнем возрасте, когда ребенок идет в детский садик, приезжает в
отели Пафоса или начинает знакомиться со сверстниками на площадке или в кружках. Чтобы понять малыша, вспомните, как Вы чувствовали себя в первый рабочий день или в незнакомой компании. И сделайте себе еще скидку на то, что Вы - профессионал в правилах хорошего тона и законах общения. Ребенок, к сожалению, еще не обладает такими навыками, к тому же, в этом возрасте очень ярко проявляется детский эгоизм. Друзья для ребенка, это не те, кому нужно сопереживать или помогать. Это, скорее, способ весело провести время и хорошо развлечься.
Это, совершенно нормальный этап в социальном развитии ребенка. Помочь здесь можно, только корректно акцентировав внимание на детском эгоизме в случаях его проявления. Попробуйте объяснить ребенку что хорошо и что плохо, и какие могут быть последствия у различных действий. Так же, стоит поиграть в ролевые игры, в которых можно представить самые разные модели общения.
Ближе к пяти годам, дети уже более социализированы и в их речи чаще звучит «мы», взамен «я». Это свидетельствует о том, что ребенок уже приноровился к коллективу и усвоил многие правила.
Здесь появляется другая проблема. Привыкнув к обществу, дети начинают подстраиваться под явных лидеров. Зачастую – это активные задиры. Тут самое время поговорить с ребенком об индивидуальности. Объясните ребенку, что каждый имеет право на собственное мнение и поведение, и отвечать за свои дела и поступки нужно лично. Именно это достойно уважения.
Предыдущие статьи: