День памяти православного святого Антония в народном календаре называется «Антоном Вихровеем». По движению воздуха, который будет в природе в этот день, люди определяли будущую осеннюю и зимнюю погоду. Поскольку сложилась традиция в этот день заниматься сбором малины и орехов в лесу, Вихровей называется также «Антоном Малинником» и «Орешником». Но главные народные приметы 16 августа связаны с ветрами.
Наши предки замечали: если на Антона Вихровея ветер несёт холодные массы воздуха – быть суровой и морозной зиме. Если же дует тёплый южный ветерок – зима будет мягкая, многоснежная и тёплая. Сильный и устойчивый ветер весь день обещает ветреную погоду весь октябрь месяц; дождь – будет дождливым весь октябрь. Если домашние птицы в этот день начинают менять перья – значит, зима придёт рано.
Ребёнку, родившемуся в этот день, предсказывали крутой и неукротимый нрав, упрямство, «ветер в голове». Считалось, что девочка вырастет своенравной и необузданной, а мальчик – отчаянным и настырным, с твёрдым и свободолюбивым характером.
Воздух нельзя увидеть, но, благодаря ветру, его можно ощутить. В арсенале дошкольных педагогов – большое количество опытов и экспериментов, помогающих детям в изучении свойств воздуха и ветра. Давайте посмотрим, как проходят подобные занятия.
Занятия о «воздухе-невидимке» по интересным сценариям
На МААМ немало позитивного опыта организации познавательных занятий «Воздух-невидимка», «Ветер». Большинство сценариев строятся на основе опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
Интересное познавательное пособие «Уникуб «Воздух-невидимка» создано специально для занятий, посвящённых свойствам воздуха и ветра. Оно представляет собой куб, на каждой грани которого расположены дидактические упражнения, задания, для выполнения которых дети должны владеть определенными знаниями. А внутри – множество вещей для проведения интересных опытов.
«Поймать» воздух и ветерок можно в обычные прозрачные полиэтиленовые пакеты.
Почувствовать движение воздуха очень хорошо поможет веер. И чем веер больше – тем более сильный вихрь можно им поднять.
Перемещение воздуха наблюдается и по движению пламени свечи.
А мыльные пузыри? Как же их не использовать в занятии о воздухе и ветре? Непременно нужно!
Для исследования давления воздуха в группе организуется необычный опыт с картофелинами и коктейльными трубочками.
Хорошенько разобраться в свойствах воздуха и ветра помогают специальные карточки с наглядными рисунками и пиктограммами.
Экспериментирование с воздухом и ветром воспитатели организуют даже в формате «путешествия на другую планету».
«Увидеть» воздух и почувствовать его движение помогает простейший опыт с трубочкой и водой в стаканчике.
Вот так дети закрепляют свои представления о воздухе и его свойствах, упражняются в наблюдательности за окружающей средой, учатся анализировать, делать выводы, строить гипотезы и предположения на основе практического опыта.
Предыдущие статьи:
Поделитесь с коллегами и друзьями про «16 августа - День «воздуха-невидимки» на МААМ»!