Тепцова Ольга
Конспект НОД «Звуковая культура речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней гру
ппе[/b]
«Звуковая культура речи – звук «Ш»»
Цель:
Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах, фразах.
Задачи:
1. Укреплять артикуляционный аппарат.
2. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, ориентируясь на окончания слов.
Публикация «Конспект НОД „Звуковая культура речи“» размещена в разделах
3. Учить правильно регулировать темп и силу голоса, развивать речевое дыхание – произносить звук «Ш» длительно на одном выдохе.
4. Воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая его.
Демонстрационный материал:
Кукла Звукознайка, картинки в названиях которых есть звук «Ш», картинки с большими и маленькими гусями.
Словарная работа:
Медведище, мишка, мишутка, шустрый, пушистый.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом на ковре.
В: - Ребята, сегодня к нам пришла в гости кукла Звукознайка. Она хочет с нами познакомится. Я – Звукознайка. А вас как зовут? Звукознайка подходит к каждому ребёнку, протягивает руку – ребёнок отвечает, как его зовут полной фразой:
Меня зовут…
В: А как вы думаете, почему Звукознайку так зовут?
Дети отвечают. Если дети затрудняются с ответом - воспитатель помогает. Звукознайка учит нас как правильно произносить звуки.
В: Ребята, а чем мы произносим звуки, слова?
Д: Ртом, губами, язычком.
В: Правильно. Звукознайка будет нас учить говорить чётко, внятно и красиво. Она предлагает нам поиграть с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика.
Превращаем язычок в лопаточку. Для этого мы улыбнёмся, положим язычок на нижнюю губу. Постучим язычком по губе. Погладим губу язычком.
А теперь постучим губками – пя- пя-пя.
Погладим зубками язычок.
Нежно покусаем язык зубами – та-та-та.
Опять нежно погладим зубами.
Постучим губами- пя-пя-пя.
Нежно погладим язычком губы.
Спрятали наши язычки. Они стали спокойными, расслабленными и готовы делать всё так, как вы им велите.
Сейчас я загадаю вам загадку:
Шеи, вытянув шипят
Ущипнуть тебя хотят.
Громко крикнут: Га-га-га!
Не боимся мы тебя.
Сытно птице у бабуси.
Это серенькие ….
В: молодцы! А как вы догадались, что это гуси?
Дети отвечают: серые, щиплются, шипят.
Воспитатель показывает картинку больших и маленьких гусей. Спрашивает – кто это?
Д: Гуси и гусята.
В: - Сейчас мы с вами поиграем. Мы превратимся сначала в больших гусей и пошипим. А как шипят большие гуси?
Д: Громко.
В: Да, очень громко. Мы делаем губы окошечком, язычок поднимаем вверх и прячем за зубки и подуем сильно. Дети пробуют шипеть.
А теперь будут шипеть гусята. А как шипят маленькие гусята?
Д: Тихо.
Дети шипят тихо.
Воспитатель предлагает поочерёдно шипеть то громко, то тихо. Во время шипения предложить детям поднести ладошку ко рту и узнать, какой выходит воздух (теплый).
В: Ребята, когда вы шипели, какой звук слышали?
Д: Ш
В: Правильно. Мы познакомились со звуком «Ш». Предложить ещё раз всем вместе произнести звук «Ш», а затем 4-5 детей индивидуально.
Физминутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Посмотреть который час (повороты вправо-влево)
1,2, 3, 4 (хлопки в ладоши над головой)
Мышки дёрнули за гири (руки вниз, присели).
Вдруг раздался страшный звон (хлопок перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте).
Дети сели на стульчики.
В: Ребята, у нас на столе лежат разные картинки. Вам надо выбрать только те картинки, где есть звук «Ш», и отдать нашей Звукознайке.
Дети выбирают картинки, проговаривают слова так, чтобы был слышен звук «Ш».
Вместе с детьми ещё раз называем все картинки, где есть звук «Ш».
Игра «Отгадай - кто это?»
В: Я описываю предмет, а вы должны догадаться и ответить кто это.
Пушистая, большая, ловит мышей.
Косолапый, большелапый.
Маленькая, серенькая, боится кошек.
Дети называют животных, воспитатель вывешивает картинки с их изображением.
Назови ласково.
А как можно назвать кошку ласково?
А как медведя назвать ласково?
А как ласково назвать мышь?
А если медведь большой, как назвать его?
Какой звук вы услышали в словах кошка, мишка, мышка, пушистая, большой?
Д: Звук «Ш».
В: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с каким звуком? «Ш». Что вам понравилось на нашем занятии?
Дети перечисляют.