Светлана Игнатенко
Проект «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Раздел программы: познавательно-речевое развитие.
Авторы проекта : Игнатенко Светлана Михайловна.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Тип проекта : долгосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Важно научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Возможно, через полтора-два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.
Проект построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.
Научно – методическое обеспечение проекта
Программа Ашиков В. И. «Семицветик». Программа и руководство культурно-экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников.
Парциальные программы: «Юный эколог» /С. Н. Николаева, «Мы и природа»
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Создать систему работы, позволяющую развить у детей заботливое отношение к природе, путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Основные задачи проекта :
Раскрыть понятие «экология» для детей дошкольного возраста.
Формировать экологически ориентированное сознание у детей, с использованием дидактических игр.
Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Предполагаемые результаты:
Дети:
Дети имеют понятие «экология», сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
У детей сформировано экологически ориентированное сознание при использовании дидактических игр.
Сформировано ответственное отношение к родной природе и готовность к активным действиям по ее охране.
Создана развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей.
Развиты познавательные способности: дети умеют наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
Сформировано экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Родители:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Воспитатели:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
При построении системы работы над проектом были определены основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление.
2. Практическое направление.
3. Исследовательское направление.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Образовательная деятельность
Партнерская деятельность воспитателя и детей.
Целевые прогулки по экспериментальному участку, огороду, по территории детского сада.
Праздники, развлечения - воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы.
Тематические выставки: "Времена года", "Мир глазами детей", "Необычный урожай года", "Как я провел лето", "Осенняя ярмарка".
Экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов.
Сюжетно - ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры.
Продуктивная деятельность.
Условия реализации проекта
Для эффективной реализации настоящего проекта в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы;
Разнообразные сосуды из различных материалов;
Природные материалы;
Медицинские материалы: пипетки, колбы и тд. ;
Бросовый материал;
Сыпучие продукты;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов
Различные емкости
Воронки
Природный материал
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки
Экологические наборы
«Огород на подоконнике»
Мини – огород
Уголок – садовода
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования
Для лепки
Для аппликации
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Задачи Мероприятия
Повышение собственной
профессиональной компетентности Изучение программно-методического
материала по направлению работы
Знакомство с новыми технологиями:
Личностно-ориентированная,
технология сотрудничества,
программа М. Ю. Картушиной
«Зеленый огонек здоровья»
Обеспечение воспитательно-
образовательного процесса
методическим материалом Подбор программно-методического
материала по направлению работы
Подбор диагностического материала
Обогащение эколого-игровой
среды Совершенствование развивающей
среды, создание новых пособий:
- создание Экологической тропинки на
участке детского сада;
- наблюдения, экскурсии на
экологической тропе;
- конкурсы для детей «Хочу всё знать», воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок»;
- создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»;
- создание коллекции презентаций
экологического направления;
- пополнение уголков дидактические,
экологические, имитационные игры,
игры-путешествия;
- эколого-познавательные праздники и
развлечения;
- выпуск экологической газеты
«Прикоснись к природе сердцем».
Создание сборника наблюдений на
прогулке, включающий тематические
наблюдения + художественное слово и
загадки.
Пополнение уголка природы
макетами: «Времена года», «Обитатели
природных зон», «Домашние
животные», «Дары леса».
Педагогическое просвещение
родителей
Анкетирование родителей по
выявлению организации
экологического воспитания детей дома
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного
материала по организации
экологического воспитания дома
2 этап. Исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1. Организация в группе познавательно - экологической среды.
2. Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно «Времена года» .
3. Краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы : растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
4. Детские исследовательские работы по различным экологическим направлениям.
5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения детского сада. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки.
6. Работа в цветнике, сбор семян цветов.
7. Посадка луковичных культур (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).
8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
9. Наблюдение за домашними животными и птицей.
10. Наблюдение за состоянием воды, растениями, оценка экологического состояния (не засорять природу).
11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
12. Операция «Помоги природе» : уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
13. Операция "Подарок птицам" : изготовление кормушек с помощью родителей
и развешивание их на территории детского сада.
14. Познавательное развлечение "Птичьи заботы".
15. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?" .
16. Экскурсии в дендропарк села: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
17. Комплектование коллекций, интересных сучков, видов почв, гербарий в уголок природы. Выставка природных коллекций.
18. Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов.
19. Экологическая беседа "К природе с добротой".
20. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем".
21. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми
по теме "Природа".
22. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки".
23. Оборудование в саду уголка"Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.
24. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего села.
26. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы.
27. Викторина между детьми старшей и подготовительной группы "Лучший знаток природы".
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тематический план
В тематический план экологического проекта «Знатоки природы» входят восемь блоков (основная тема месяца). Первый раздел – четыре темы в месяце; второй - познавательные, речевые и развивающие, воспитательные задачи; третий - предварительная работа; четвертый – формы работы.
Октябрь
«Земля – кормилица наша»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Хлеб – всему голова»
П. З. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Р. З. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов.
В. З. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательно-сти полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». Игра-путешествие
«Зерновые культуры» П. З. Познакомить детей с зерновыми культурами.
Р. З. Формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
В. З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу. Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона.
Исследова-тельская деятельность
(рассматрива-ние и сравнение)
«Почему зерно в землю сеют?» П. З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах.
Р. З. Формировать умение детей пользоваться речью-доказательством.
В. З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.
Работа с дневником наблюдения Наблюдение за прорастанием семян
«Злаки родного края» П. З. Углубить знания детей о злаках родного края.
Р. З. Развивать память, мышление.
В. З. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». Турнир знатоков
Ноябрь
«Таинственное лесное царство»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Что мы сажаем, сажая леса?» П. З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.
Р. З. Совершенствовать монологическую речь.
В. З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа
«Удивительный лес. Кора дерева» П. З. Уточнить с детьми понятие «кора».
Р. З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
В. З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». Игра-путешествие
«Что было бы, если…» П. З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.
Р. З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то».
В. З. Воспитывать бережное отношение к лесу. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. Экологичес-кая игра
«Растения и животные леса» П. З. Уточнить знания детей о растениях, животных леса нашего края.
Р. З. Развивать память, быстроту реакции.
В. З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе.
Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. Викторина
Декабрь
«Экология родного края»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Красная книга нашего региона» П. З. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе.
Р. З. Формировать представления о Красной книге Оренбургской области.
В. З. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Знакомство с Красной книгой Оренбургской области Экологичес-кий проект
«По заповедным местам природы» П. З. Формировать представления о заповедниках.
Р. З. Развивать познавательную активность детей
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. Игра-путешествие
«Село, в котором хотел бы я жить» П. З. Формировать представления детей о доме с экологически полноценной средой.
Р. З. Развивать творческие способности, мышление.
В. З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного края. Экскурсия по селу, беседа «Моё село» Экологичес-кая игра
«Моё село – моё здоровье» П. З. Расширить представления детей о селе.
Р. З. Развивать творческое воображение.
В. З. Воспитывать любовь к родному селу. Экскурсия в сосновый бор, беседа о роли воздуха в жизни человека. Конкурс по созданию творческих композиций
Январь
«Царица – водица»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Путешест-вие по глобусу» П. З. Расширить знания детей о глобусе.
Р. З. Развивать экологическую культуру.
В. З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». Беседа
«Свойства воды» П. З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Р. З. Формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.
В. З. Воспитывать экономное отношение к воде. Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Проведение опытов
«В гостях у жителей подводного царства» П. З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.
Р. З. Развивать любознательность.
В. З. Воспитывать доброту, отзывчивость. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок. Сюжетно-ролевая игра
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» П. З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе.
Р. З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.
В. З. Воспитывать экологическую культуру. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?». Экологичес-кая игра
Февраль
«Загадочные явления в природе»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Что такое снег?» П. З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
Р. З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ;
В. З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза).
«Зимние явления в природе» П. З. Закрепить знания о зимних явлениях.
Р. З. Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные.
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе Лепка снеговика. Исследова-тельская деятельность (встреча со Снеговиком)
«Тайна воздушного пузырька» П. З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.
Р. З. Формировать интерес к экспериментальной работе.
В. З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Определение направления ветра (ветреной рукав, игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком
«Летунчи-ком»)
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) П. З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством.
Р. З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус.
В. З. Воспитывать желание любоваться зимней природой. Наблюдения в природе. Изо творчество
Март
«В царстве комнатных растений»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Комнатные растения в уголке природы» П. З. Расширить знания детей о комнатных растениях. Познакомить детей с правилами поливки.
Р. З. Развивать связную монологическую речь
В. З. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений, игра «Угадай растение». Исследова-тельская деятельность (встреча с Кузей)
«Изучаем строение цветка» П. З. Формировать умение детей определять части цветка.
Р. З. Формировать умение детей описывать растения, опираясь на модели.
В. З. Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассматривание растений в уголке природы. Моделирова-ние (создание моделей цветка)
«Что будет, если…» П. З. Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету.
Р. З. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями.
В. З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Экспери-ментальная деятельность
«Посадка комнатных растений» П. З. Формировать умение детей правильной посадке комнатных растений.
Р. З. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь.
В. З. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Моделирование трудового процесса. Практи-ческая деятельность «Мы – цветоводы»
Апрель
«Защитим природу!»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Человек – верный сын природы» П. З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе
Р. З. Развивать у детей творческие способности.
В. З. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Дидактичес-кая игра
«Разработка экологичес-ких знаков» П. З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.
Р. З. Развивать у детей творческое мышление.
В. З. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». Проект
«Юные спасатели» П. З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.
Р. З. Способствовать развитию основ экологического сознания детей.
В. З. Воспитывать экологическую культуру. Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Сюжетно-ролевая игра
«Сказа ложь, да в ней намек» П. З. Познакомить детей с экологическими сказками.
Р. З. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.
В. З. Воспитывать любовь к природе. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Чтение сказок
Май
«В царстве лекарственных растений»
Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы
«Лекарст-венные растения – средства оздоровле-ния организма человека» П. З. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Р. З. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности связную речь детей.
В. З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). Эколого-природовед-ческая игра
«Удиви-тельное рядом» П. З. Продолжать формировать у детей умение называть лекарственные растения.
Формировать навыки поведения в природе.
Р. З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. Экскурсия по экологичес-кой тропе
«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) П. З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Р. З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)
В. З. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). Подготовка и проведение праздника
Работа с родителями Создание «тропы здоровья»
на участке детского сада
Фотовыставка «Красота родной природы»
Наглядная агитация для родителей
Проведение субботника по озеленению территории детского сада
Работа с педагогами
Консультация
«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»
Круглый стол «Основы экологического воспитания детей в детском саду и в семье»
3 этап. Обобщающий.
Ожидаемый результат:
Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:
Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Желание заботиться о живых объектах природы;
Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Попытка оценивать свое поведение.
Список используемой литературы
1. Л. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
2. «Мы» : Программа экологического образования детей. Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
3. Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Природа – наш дом» - г. Йошкар-Ола, 1996г.