Александра Беляева
Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
Задачи:
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и правильного дыхания.
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Публикация «Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Любые физические упражнения в той или иной мере связаны с дыханием.
Но одним из средств физической культуры являются дыхательные упражнения, основная задача которых – улучшение и активизация внешнего дыхания. Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения.
Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с легочными осложнениями (пневмония, общая гипония, парезы и параличи дыхательных путей).
Задачей общих дыхательных упражнений является улучшение вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динамическими и статическими упражнениями.
Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они в положении стоя, сидя, лежа.
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных исходных положениях с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох – уменьшению.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При нарушении дыхания нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «Тяжелым» и затруднительным. Нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и др. органы, снижаются защитная функции организма.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь! Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.
Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или реберным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее реберное. Наша задача научить ребенка диафрагмальному дыханию.
Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубокого» дыхания.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.
Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.
При диафрагмальном дыхании : вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь и плечи при этом не должны подниматься. Щеки не надуваются.
Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выработки статического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя». Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдоха.
Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении. Первые упражнения лучше проводить лежа на спине : одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – носом, выдох – ртом. Игра «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот. Либо игра сидя «Бегемотики». Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох, То животик опускается (выдох).
Вначале это беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: ах, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__с__ш.
Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять можно до 4 раз в день. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Занятия для детей проводят в игровой форме. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмам дыхательной гимнастики.
«КОРАБЛИК»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«Ветерок»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.
«Воздушный шарик»
Цель: активизация губных мышц, развитие сильного, длительного выдоха.
Оборудование: трубочка, лёгкий шарик.
Ход игры: Предложить ребёнку подуть в трубочку так, чтобы выдыхаемый воздух приподнял шарик. Объяснить ребёнку, чем дольше он выдыхает, тем дольше шарик будет находиться в воздухе.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«Паровозик»
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» (на выдохе).