Татьяна Кабарухина
Конспект НОД в группе подготовительного к школе возраста «Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе подготовительного к школе возраста.
Тема: «Знакомство с русской избой».
Воспитатель: Кабарухина Т. Н.
МБДОУ № 17, г. Таганрог
Задача.
Публикация «Конспект НОД в группе подготовительного к школе возраста „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Пробудить интерес к истории и культуре России. Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью. Приобщить детей к традиционной культуре на основе использования фольклора (потешек, закличек, загадок, пословиц, пестушек).
Цель.
Воспитание творчески развитой личности, приобщение к русской национальной культуре.
Предварительная работа.
Беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях русского народа. Рассматривание предметов русского быта, посуды. Посещение экспозиции – «русской избы». Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т. д. Знакомство с народными праздниками, народными играми.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, экран, набор картинок по теме.
Обогащение словаря: конек, наличники, печной угол, колыбель, люлька, очеп, кочерга, утварь, ухват, чугунок, прялка, фасад.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
- Ребята, хотите узнать, как и где жили русские люди в прошлом?
- Да.
- Тогда давайте отправимся в путешествие в наше прошлое.
Показ слайда – «русская изба».
- Ребята, как вы думаете, что это?
- Дом.
- Да, это деревянный срубной дом, сложенный из бревен. В таких домах – избах жили наши предки.
- Что находится на самом верху крыши?
- Голова коня. Деревянная.
-Да. Русские люди украшали крышу дома деревянным коньком, потому что верили, что конек оберегал дом от «злых» сил.
-Давайте рассмотрим фасад дома. Фасад дома – это стена, выходящая на улицу. Он уподоблялся лицу человека.
- Что мы видим на фасаде дома?
-Окна.
- Окна считались глазами на лице дома, т. к. слово «окно» произошло от древнего названия глаза – «око».
- Чем украшены окна?
Ответы детей.
- Окна украшали разными досками – наличниками. Наличники так же считались оберегами от «злых» сил.
Показ слайда «русская печь».
-Что это?
- Печь.
- Русская печь была центром жизни человека и занимала основное пространство избы.
- Для чего служила печь?
Ответы детей.
-Да. Печь нужна была для отопления, приготовления пищи людям и животным, для освещения избы. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей. На печке сушили вещи и зерно, в устье печи купали младенцев. Рядом с печью находилась лавка, где хозяйка готовила пищу, тут же находилась вся необходимая посуда. Это место называлось «Печной угол» или «Бабий угол».
- Что готовили в русской печи?
- Суп, щи, кашу, пекли хлеб…
- В русской печи готовили много разных блюд, но особенно любили печь изделия из муки.
- Расскажите потешки, в которых говорится о русской печи, о хлебо-булочных изделиях.
(Никита Т., Илья Н.)
Ай, качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, - горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета. -
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка.
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
Парадной частью избы был «Красный угол».
Показ слайда «Красный угол» в избе.
- Что находилось в «Красном углу»?
- Иконы и стол.
- В самом углу располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил название «Святого». Под иконами располагался стол. Он обязательно покрывался скатертью. К столу относились с большим уважением. Нельзя было стучать по столу, т. к. считалось, что стол дает достаток в дом и благополучие в семье. На столе всегда находился хлеб и солонка с солью. У каждого члена семьи было свое место. Самое почетное занимал хозяин семьи.
- Расскажите пестушку, где говорится о столе. (Маша Б.)
Тушки-тутушки,
На столе пампушки,
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки –
Нашему Андрюшке!
Физминутка.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час. (Дети шагают).
Раз – два – три – четыре
Мыши дернули за гири. (Дети шагают и поднимают руки поочередно
вверх и вниз, как будто тянут за гири).
Тут раздался страшный звон. (Закрыть уши)
Разбежались мыши вон. (Бег на месте).
Показ слайда – «Колыбель».
- Что это?
Ответы детей.
- Это колыбель или люлька, где спал маленький ребенок. Колыбель прикреплялась к очепу (гибкой жерди, а очеп – гибкая жердь подвешивалась к потолку с помощью крюка. Только тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки, подрастая, нянчат младших.
Наши предки сочинили много колыбельных песен. При укачивании ребенка мама пела ему колыбельную песню.
Расскажите нам колыбельные песенки. (Соня У., Соня Д.).
Котя, котенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай.
Баю-баю, баю-бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Показ слайда – «Сундук».
- Как называется этот предмет?
- Это сундук.
- Для чего он был нужен?
Ответы детей.
- В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.
Показ слайда – «Старинная русская посуда».
- Что это?
- Посуда.
- На Руси домашнюю посуду называли «утварью». Домашняя утварь – горшки, кринки, миски, блюда, ковши, чугунки и т. д. использовалась для хранения и приготовления пищи.
- Отгадайте загадку.
Кривая собака
В печку глядит.
Что это?
Ответы детей.
- Это кочерга.
- Для чего служила кочерга?
Ответы детей.
- С помощью кочерги хозяйка поддерживала огонь в печи. В народе говорили: «Кочерга – в печи хозяйка».
- Отгадайте еще одну загадку.
Бычок рогат,
В руках зажат,
Еду хватает,
А сам голодает.
Что это?
Ответы детей.
- Это ухват.
Показ слайда – «Ухват».
- Что делали с помощью ухвата?
Ответы детей.
- Ухватом вносили в русскую печь чугунки. Чугунок – это сосуд из чугуна, в котором готовили пищу.
В старину печная кочерга, ухват – были символами домашнего очага, дающими пищу и тепло.
Физминутка.
Сбил – сколотил (Стучат кулачками)
Вот колесо. (Движение рук по окружности)
Сел да поехал (Имитировать езду на велосипеде)
Вот хорошо! (Прижать руки к груди)
Обернулся назад (Обернуться назад)
Одни спицы лежат (Развести руки в стороны, удивиться).
Показ слайда – «Прялка».
- Что это за предмет русского быта?
Ответы детей.
- Это прялка.
- Что делали с помощью прялки?
Ответы детей.
- С помощью прялки пряли пряжу.
На Руси возделывали «культурное» растение – лен, который кормил и одевал людей. Из стеблей льна люди «получали» волокно. Из волокна женщины пряли льняную пряжу. Волокно привязывали к прялке, одной рукой скручивали нить, а другой рукой наматывали нить на веретено. (Веретено – заостренная гладкая палочка для накручивания нити). Из ниток ткали ткань на ручном ткацком станке. Из ткани шили себе одежду.
В какой колыбельной говорится о прялке?
(Ульяна Т.)
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди
Мою Свету не буди.
Ты тянись, тянись, мой лен,
Ты сойди на Свету, сон.
Баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!
Не зря наши предки говорили: «Посеешь лен, а пожнешь золото».
На этом наша «экскурсия» по русской избе заканчивается.
Итог занятия.
- Понравилось путешествие к нашим предкам – русским людям?
- Да.
- Давайте вспомним, что находилось в русской избе?
- Печь, «Бабий угол», «Святой угол», «Красный угол».
- Какие предметы русского быта вы запомнили?
- Прялка, колыбель, сундук, кочерга, ухват.
- О чем нам рассказывают потешки, заклички, колыбельные песни?
- О том, как жили наши предки – русские люди.
Жизнь наших предков была тяжелой, но интересной, поэтому знакомство с жизнью русских людей продолжится на следующих занятиях.