Елена Фоменко
Занятие по закреплению умения составлять описательные рассказы у детей старшего дошкольного возраста. Образ белой березы
▼ Скачать
Обучающие задачи: учить находить сходство между образом человека и березы, отразить настроение березы-женщины, березки-девушки во все времена года, подбирая прилагательные, сравнения, образные выражения, поэтические строки, знать жанры живописи : натюрморт, пейзаж, портрет, узнавать и называть их.
Развивающие задачи: расширять знания о музее, правилах поведения в музее, о работниках музея – экскурсовод, реставратор, хранитель музейных ценностей.
Воспитывающие задачи: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе через искусство.
Публикация «Занятие по закреплению умения составлять описательные рассказы у детей старшего дошкольного возраста, Образ белой березы» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Материалы: фоторепродукции Сергея Метелина «Теплое лето», «Зима», Быков «Золотая осень»; репродукция к картине Саврасова «Грачи прилетели». Фонограммы музыкальных классических произведений. «Во поле береза стояла» - русская народная песня в обработке Римского-Корсакова; песня «Березонька» музыка и слова З. Роот.
Методические приемы: психоразгрузочная игра, вступительная беседа, вопросы, использование художественного слова, музыкальное сопровождение, поощрения.
Предварительная работа: Чтение рассказа Соколова-Микитова «Береза», стихотворение Прокофьева «Березка», заучивание наизусть стихотворения Сергея Есенина «Белая береза», стихи «Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт». Рассматривание репродукций к картинам: И. Левитана «Березовая роща», А. Рылова «Зеленый шум», К. Юона «Русская зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», Сергея Метелина «Теплое лето», «Зима», Быкова «Золотая осень», Саврасова «Грачи прилетели». Слушание музыкальных произведений П. Чайковского «Времена года»; русской народной песни в обработке Римского-Корсакова «Во поле береза стояла»; песни «Березонька» музыка и слова З. Роот.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку и садятся на пол в кружок.
Ребята почувствуйте, что у вас всех теплые ладошки. Протяните их друг другу. Передайте тепло ваших ладошек своему соседу. Посмотрите в одну сторону, в другую. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите вверх, чтобы лучики солнышка нас согрели и дали нам силы. Посмотрите у нас много гостей сегодня. А теперь внимание на меня.
Ребята, кто знает, что такое музей? Музей это место, где находится много предметов, которые представляют историческую и культурную ценность. Место, где хранятся исторические и культурные ценности
А как называются вещи, которые хранятся в музеях? Экспонаты.
Что может быть экспонатом? картины, игрушки, старинная посуда, книги, музыкальные инструменты.
Много разных экспонатов бывает. Но все они не могут быть собранны в одном музее. Поэтому существует много разновидностей музеев. Какие музеи вы знаете? музей картин – картинная галерея; дом-музей писателя Пушкина А. С. ; музей старинного оружия; музей золотых старинных украшений и т. д.
Кто работает в музее? экскурсоводы, реставраторы, хранители музейных ценностей.
Зачем в музее экскурсовод? он водит экскурсии и рассказывает посетителям об экспонатах.
Зачем реставратор? Он ремонтирует экспонаты, если это требуется.
Зачем хранитель музейных ценностей? он охраняет музейные экспонаты от грабителей, и плохих людей.
В каждом доме есть свои правила поведения. Есть эти правила и в музее. Кто сможет их назвать? в музее нельзя бегать, кричать, трогать руками экспонаты, надо внимательно слушать экскурсовода.
Вы все правильно сказали, а из вас кто-нибудь хоть раз был в музее? ответы детей. А в детском саду у нас есть музей? да есть: картинная галерея, музей грузового транспорта, музей якутской национальной культуры, музей русской национальной культуры. А у меня, ребята, есть к вам предложение. Давайте пойдем мы сейчас в картинную галерею нашего детского сада.
Физминутка.
Я иду, и ты идешь: «раз», «два», «три».
Я пою, и ты поешь: «раз», «два», «три».
Мы идем, и мы поем: «раз», «два», «три».
Очень дружно мы живем: «раз», «два», «три».
Вот и пришли мы в картинную галерею. Ребята вы знаете, что в музеях люди не сидят, а ходят и рассматривают экспонаты. Но мы с вами сядем на стульчики, чтобы вы не устали.
Вы знаете разные жанры живописи. Давайте их, вспомним пейзаж, натюрморт, портрет. Что можно нарисовать, изображая
Портрет:
Если видишь что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или может тетя Зина,
Или Колька твой сосед
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
Пейзаж:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины,
И дремучие леса.
Белокурые березки,
Или стройный крепкий клен,
То конечно дружно сразу
Все ПЕЙЗАЖЕМ назовем.
Натюрморт:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или свечи или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
Сегодня мы с вами поговорим о пейзажах. Найдите картины-пейзажи. Дети находят и вызванный ребенок показывает.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком дереве говорится.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой,
Ветер пряди шевелит,
Заплетаться не велит.
Береза.
Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Если бы все деревья превратились в людей, то кем бы мог стать дуб? мудрым старцем, клен – добрым молодцем, а в кого бы могла превратиться березка? в русскую девицу - красавицу.
Посмотрите внимательно, есть ли в нашей картинной галерее пейзажи с изображением березки. («Золотая осень», «Теплое лето», «Зима»).
Одинаково ли изображены березы на всех картинах. Нет, есть березы летом, осенью, зимой и весной.
Подберите слова и опишите, какие березы зимой? заснеженные, запорошенные, русоволосые, сверкающие. Как будто хрустальные льдинки намерзли на каждой веточке и сверкают как бриллиант.
А каким цветом художник изобразил снег? Много красок брал художник, чтобы изобразить снег. И голубую, и синюю, и фиолетовую, и сиреневую, и белую.
Отрывок из стихотворения «Белая береза» С. Есенина читает ребенок
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. С. Есенин.
За зимой какое время года идет? Кто сможет найти картину с изображением весенней березки. Как она называется, кто автор? Саврасов «Грачи прилетели».
Кто сможет описать березку весеннюю? Березка, простоволосая. На корявых стволах можно увидеть молодые побеги, которые жадно тянутся вверх. Хлопочут и обживают свои старые гнезда черные птицы. Грачи.
А теперь послушайте, как описывает березку Сергей Есенин в своих стихах, и найдите ее на картине
Зеленокосая в юбчонке белой…
…как девушка тонка,
Стройна березка белая.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета,
Встречает горячее лето.
(дети выбирают картину)
Почему вы выбрали именно эту картину? (на этой картине изображено лето, березки в зеленых нарядах). Как можно описать эти березки, но не забывайте, что мы описываем березку, как будто девушку, русскую красавицу? Зеленокосая, зеленоглазая, кудрявая, стройная и гибкая, белолицая, Что можно сказать о молоденьких березках? они тонкие, простоволоые, похожи на маленьких девочек.
А как изменятся березки, когда наступит осень? березки, станут златокудрые, наденут бусы из золотых листочков-сердечек, заведут осенний хоровод под золотым листопадом.
Вот как красочно описывает осенние березки поэт Найденова :
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян, и тих.
Звучит классическая музыка и дети переходят на другие места. Ребята мы с вами знаем песню «Березонька» слова и музыка которой написал поэт и композитор Роот. Послушайте ее в исполнении Олега Бекенева и девочек.
Песня-хоровод: «Березонька».
И художники, и поэты, и музыканты воспевали образ русской красавицы березки. Мы с вами слушали русскую народную песню в обработке Римского-Корсакова «Во поле березка стояла». Послушайте сейчас наши мальчики-лошкари исполнят эту мелодию.
исполнение мелодии «Во поле березка стояла» ансамбля ложкарей.
А вот как писал о березке Прокофьев.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
Звучит классическая музыка и дети переходят на свои прежние места
Где мы сегодня с вами побывали? в музее, в картинной галерее. Что запомнилось после нашей экскурсии? увидели много разных картин с изображением русской березки, вспомнили стихи о березе, водили хороводы, пели песни. В какой музей вы бы хотели сходить в следующий раз? Молодцы, всем спасибо. Наша экскурсия закончилась.