Елена Карп
Конспект занятия «Знакомство с «Музеем янтаря» города Калининграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Сопроводительное письмо
Фамилия, имя, отчество автора разработки Карп Елена Евгеньевна
Должность воспитатель
Место работы МАДОУ ЦРР –д/с № 70
Название и краткая аннотация работы
Название рассказ-беседа «Знакомство с Музеем Янтаря»
В современном обществе одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками является патриотическое воспитание, а именно приобщение детей к культурно – историческому наследию нашего края и воспитание бережного отношения к нему. Без знания истории, культуры, природы края невозможно полноценное воспитание личности. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром. Музейная педагогика позволяет непосредственно соприкоснуться с изучаемым, самим что - то потрогать, посмотреть и узнать.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с „Музеем янтаря“ города Калининграда“» размещена в разделах
- Калининградская область
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Сама по себе музейная педагогика достаточно молодая отрасль науки, что также позволяет использовать нестандартные и новые методы в работе. Именно с помощью Музейной педагогики можно не просто расширять кругозор детей, но и давать представления о необычных и незнакомых предметах, явлениях, событиях, воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному краю.
Одним из главных богатств нашего края является янтарь. Так как красота «солнечного камня», легенды о нём, история его происхождения, всегда притягивали взор людей, а наш Калининградский музей Янтаря известен всей стране, поэтому и было выбрано это направление.
Данная работа - рассказ-беседа «Знакомство с Музеем Янтаря», представлена в области музейной педагогики и является частью знакомства с богатством, природой и историей Янтарного края.
Основной целью - является создание условий для вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность музея.
Знакомство детей с Музеем Янтаря проходит в форме беседы с показом красочных слайдов о Калининградском Музее Янтаря, где дети учатся рассуждать, составляют самостоятельно небольшие описательные рассказы. Оно является одной из частей блока «Музей Янтаря».
Например, знакомство детей с разнообразием, историей происхождения янтаря проходит с использованием интересных опытов, некоторые из них проводят сами дети. А в игре-экскурсии главными действующими лицами являются сами дети, которые самостоятельно, используя свои полученные знания и умения, становятся на место взрослого.
Сочетание этих нестандартных форм работы и передачи информации помогают не только обогатить знания детей, но и систематизировать уже имеющиеся, развивать любознательность, мышление, эстетическое восприятие.
Самому блоку «Музей Янтаря» предшествует работа с родителями, работа в группе с экспозициями мини – музея, подбор литературы, соответствующие беседы и экскурсии.
Работа с родителями включает в себя привлечение родителей к подбору книг, экспонатов для музея группы, легенд о янтаре, подбору материала для родительского уголка на данную тему, привлечение родителей к организации экскурсий в музеи и т. п. Что вызывает большой интерес как у самих взрослых, так и детей, которые стараются охотно помочь своим родителям, почувствовать себя «соавторами» наравне с взрослыми. Ребята с большой охотой принимают участие во всех мероприятиях: в оформлении выставок, в беседах о музеях, о правилах поведения.
В блок «Музей Янтаря» входит работа с литературой (рассматривание книг о самом г. Калининграде и его музеях) и экскурсии. Например, проводятся экскурсии в мини – музеи других групп детского сада, с целью расширения кругозора детей. А сами ребята периодически проводят экскурсии для детей младших групп.
Заключительной же частью данного блока является экскурсия в Музей Янтаря г. Калининграда. Она как бы подводит итог предшествующей работы и помогает ребятам уточнить, расширить и систематизировать свои знания. Дети получают полное представление о работе музея, знакомятся с его выставками, экспонатами.
Рассказ – беседа: «Знакомство с Музеем Янтаря»
(старший возраст)
(сл. №1)
Предварительная работа:
-рассматривание книг с иллюстрациями о городе Калининграде;
-формирование представления о музее;
-знакомство с профессиями людей, связанных с музеями
-беседа о правилах поведения в общественных местах;
-индивидуальная деятельность детей - изготовление атрибутики для игр (билеты, монеты, открытки).
Оборудование: Мультимедийный проектор, экспозиция мини-музея Янтаря в группе, цветные карандаши и бумага.
Задачи: (сл. №2)
1)Познакомить с назначением Музея Янтаря, его экспозициями.
2)Учить детей внимательно слушать и наблюдать.
3)Развивать память, речь детей.
4)Вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства от «общения» с янтарём.
Ход: Организационный момент- «Фотоаппарат»
Дети становятся в круг. Воспитатель: Ребята, покажите свои глаза. Теперь представьте, что ваши глаза превратились в фотоаппарат. Давайте сфотографируем сначала пол, потом потолок, окно, стенку, соседа слева, соседа справа и при этом улыбнуться (ребята поворачивают голову в указанном направлении, моргают глазами).
1-часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Дудина «Янтарь» :
…
Прозрачный, как цветочный мёд,
Он весь сквозит на свет.
Он к нам дошёл, к другим дойдёт
Сквозь сотни тысяч лет.
Он выплыл к нам с морского дна,
Где тоже жизнь цвела,
А в глубине его видна
Застывшая пчела.
Воспитатель: О каком камне рассказывается в стихотворении?
Дети: О янтаре.
Воспитатель: этот замечательный теплый камень, созданный самой природой и с простой окаменевшей смолы деревьев (сл. №3) очень любим нами людьми и интересен для нас. Не случайно в мире создано много различных музеев янтаря. Ребята, а в нашем городе есть такой музея?
Дети: Да, в нашем городе есть Музей Янтаря.
Воспитатель: Где находиться этот музей?
Дети: Музей находится на площади Василевского.
Воспитатель: Это единственный в России музей одного минерала (сл№4). Сам музей расположен в историческом здании оборонительной башни «Дона» (сл№5, после войны и является частью бывшего внутреннего вального укрепления Кёнигсберга (сл№6). Экспозиции музея размещаются в 28 залах общей площадью более 100 кв. м. (сл№7-9).
В музее даже есть внутренний дворик с маленьким фонтаном (сл№10). Экспозиции включены в несколько разделов:
-Происхождение янтаря, его свойства.
- Историко - археологические знания о янтаре.
-Янтарь в искусстве XVII-XVIII веков.
-Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура.
-Калининградский янтарный комбинат.
-Янтарь в творчестве современных художников.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, например, о чём рассказывается в разделе – Калининградский янтарный комбинат?
Дети: О том, как делают изделия из янтаря (и др. предположения детей).
Воспитатель: Совершенно верно. А ещё в этом разделе можно узнать, как добывают янтарь. Наш прибалтийский самоцвет, известный всему миру, добывается в глубоких карьерах специальной техникой (сл. №11,12).
В этих карьерах находятся крупнейшие месторождения янтаря.
Затем, добываемый камень, передают на Калининградский янтарный комбинат, построенный еще 1947 г. Именно здесь происходит сортировка и обработка минерала (сл. №13). Как вы думаете, ребята, по каким признакам сортируются камешки янтаря?
Дети: По размеру, цвету.
Воспитатель: Правильно, камешки янтаря сортируются по размеру, отбираются самые большие и отсеивается янтарная крошка (сл. №14,15); по цвету (сл№16-18). Ведь цвет камня варьирует в 350 оттенков желтого, золотистого и коричневого цвета, почти белого матового - до почти чёрного.
Как вы думаете, ребята, что делают из различных видов янтаря.
Ответы детей: Бусы, украшения, сувениры…
Воспитатель: Да, на Калининградском янтарном комбинате делают различные украшения, картины, шкатулки и др. изделия (сл№19-21).
Некоторые представлены в экспозициях Музея янтаря (сл. №22-25).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно увидеть в разделе - «Янтарь в творчестве современных художников»?
Дети: Различные украшения.
Воспитатель: Конечно же, мы можем там полюбоваться янтарными бусами, серёжками, кулонами и т. п. (сл№26-27). Кроме современных изделий в музее имеются уникальные куски балтийского самоцвета. Например, самородок весом 4 кг. 280 г. – самый крупный в коллекции (сл. №28). А так же кусочки янтаря с инклюзами (включениями) мезозойских растений животных, в том числе насекомых, ящериц, лягушек (сл. №29-33).
Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
2 – часть
В музее янтаря представлены и изделия 4-5 века нашей эры, найденные на территории области (сл№34-35) и в том числе фрагменты янтарной комнаты (сл№36-38). Так выглядела Янтарная комната в 18 веке (сл№39,40). В Россию комната попала в качестве дипломатического подарка в 1716 г. Прусского короля Фридриха Вильгельма - первому нашему российскому царю Петру. Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли её из Санкт-Петербурга в Кёнигсберг, а при отступлении немецких войск комната была демонтирована и отправлена в неизвестном направлении.
В конце 70 г. правительство России распорядилось восстановить янтарную комнату. К работе подключились и наши мастера Янтарного комбината. Но только к маю 2003 г. работы по восстановлению Янтарной комнаты были завершены и её разместили в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга.
А отдельные фрагменты экспозиции остались в стенах нашего музея. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы видите в Янтарной комнате (сл. № 41). Теперь опишите любой увиденный вами предмет в ней (дети описывают).
Ребята, мы сегодня с вами познакомились с Музеем янтаря, расположенном в нашем городе. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
После окончания НОД детям можно предложить нарисовать по желанию различные янтарные изделия и украшения.