Ольга Иванченкова
Знакомство с боевыми единицам, участвующими в шахматном сражении. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта по дополнительному образованию
Обучение игре в шахматы
На тему: «Шахматное сражение, начальное положение»
1-й год обучения (возраст детей 4-5 лет)
Подготовила: воспитатель 1-й категории Иванченкова О. В.
Дата проведения: 18.01.2019 года
Педагогическая цель: формировать интерес игре в шахматы, развить внимание и логическое мышление; познакомить с боевыми единицами, участвующими в шахматном сражении; вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры; запомнить правило: «Ферзь любит свой цвет»; получит представление о первой и второй горизонталях.
Публикация «Знакомство с боевыми единицам, участвующими в шахматном сражении, Средняя группа» размещена в разделах
Целевые ориентиры: воспитание уважения к своему партнеру; воспитывать навыки работы в коллективе.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Средства реализации : интерактивная доска, шахматная доска с шахматными фигурами
Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: шахматные доски 25х25, шахматные фигуры квадрат 3х3 для вырезания, клеенки, ножницы, клей, салфетки
Используемая литература: И. Г. Сухин Шахматы там клетки черно-белые чудес и тайн полны, И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Скучно было детворе
Ранним утром во дворе,
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя. -
Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре есть той ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Ребята, а скажите мне пожалуйста, чтобы начать играть в шахматы, что для этого нужно? Доска какая? Фигуры какие?
А вы бы хотели ребята познакомиться с боевыми единицами, которые участвуют в шахматном сражении? А хотите научиться расставлять на шахматной доске начальное положение? Познавательно-исследовательская: угадывают название игры.
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Организационно-поисковый «Тогда мы с вами отправляемся волшебную страну, столица этой страны Каиссия.
- Ее так назвали в честь богини шахмат Каиссы, - с гордостью проговорил Загадай. (Наш с вами старый знакомый.)
- Смотрите, смотрите! Городские ворота- как шахматная доска! – воскликнул Юра.
- И доска не простая. Сейчас шахматные фигуры на ней встанут в том порядке, с которого начинается каждая шахматная игра, -объяснила Розочка (тоже наша старая знакомая, которая всегда выручала Юру).
Тотчас на угловых шахматной доски появились изображения ладей: внизу- двух белых, наверху – двух черных.
-Как в мультфильме! – восхитился Юра. – А ладьи стоят, будто башни в крепости, по углам.
- Запомни: белые ладьи располагаются на Первой горизонтали- ближайшей к партнеру, играющему белыми. А черные ладьи стоят на последней горизонтали, самой близкой к партнеру, играющему черными.
Рядом с ладьями на первой и последней горизонталях возникли шахматные кони.
По соседству с конями оказались шахматные слоны.
На первой и последней горизонталях незанятыми остались по два поля. На них расположились самые высокие шахматные фигуры : ферзи и короли. Они поклонились друзьям и вопросительно посмотрели на Розочку.
- Чтобы не перепутать, куда ставить ферзя, а куда – короля, есть правило: «Ферзь любит свой цвет». Перед началом игры белый ферзь располагается на поле белого цвета, а черный ферзь- на черном поле, - пояснила Розочка.
- А где место пешек?- спросил Юра.
Пешки, словно ожидавшие этого вопроса, одна за другой появились на воротах.
-Белые пешки стоят на второй от партнера, играющего белыми, горизонтали – Второй горизонтали, а черные пешки – на предпоследней, - сказала девочка.
- Пешек больше всего: восемь белых и восемь черных, - сосчитал Юра.
- Перед началом игры шахматные фигуры всегда ставятся в таком порядке, поэтому расположение это называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ, закончила объяснения Розочка.»
Физкультминутка
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько клеточек у нас.
Сколько белых,
Сколько черных.
В ряд стоят от a до h
Столько выполним наклонов,
Сколько пешек белых,
Сколько пешек черных.
А сейчас в ладоши хлопнем
Столько раз,
Сколько деточек у нас.
Ребята, Загадай опять Юре загадал «Загадки из тетрадки», поможем ему?
- Расставь на шахматной доске начальное положение. Сколько ты видишь белых королей?
Белых ферзей? Черных королей? Черных ферзей?
-Сколько на шахматной доске белых ладей? Белых коней? Белых слонов? Черных ладей? Черных коней? Черных слонов?
- Сколько ты можешь насчитать белых пешек? Черных пешек?
- Каких шахматных фигур на доске больше всего? Меньше всего?
Организует самостоятельную работу детей. Оказывает индивидуальную помощь при работе с с клеем и ножницами. В процессе работы напоминает, что Ферзь любит свой цвет.
(шахматные фигуры можно вырезать заранее) Познавательно-исследовательская:
Рассматривание сюжетных картинок
Речевое: проговаривают слова вместе с воспитателем
Двигательная: выполняют движения по тексту физкультминутки
Коммуникативная: отвечают на вопросы
Изобразительная: наклеивают на шахматную доску шахматные фигуры
в случае необходимости обращаются к воспитателю за помощью
Рефлексивно-корректирующий Благодарит детей за старание.
В конце занятия предлагает рассмотреть все работы.
А так же закрепить название начальное положение шахматных фигур перед началом игры в шахматы.
Изобразительная: помогают расставить свои работы на стенде.
Коммуникативная: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое рабочее место.