Анна Нечаева
Конспект занятия «Знакомство дошкольников с природными зонами Российской Федерации. Тайга»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Тайга и её жители.
Задачи:
Образовательные задачи:
закрепить представление о диких животных.
активизировать словарь «Дикие животные».
пополнить знания детей о тайге, познакомить с новой зимующей птицей: клест
Развивающие задачи:
способствовать развитию слухового, зрительного внимания.
способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные задачи:
стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство дошкольников с природными зонами Российской Федерации, Тайга“» размещена в разделах
стремиться воспитывать уважение детей друг к другу.
Предварительная работа: Беседа «Кто живет в лесу», Беседа «Как животные готовятся к зиме», Чтение сказок о животных, рассказы и рисунки детей: «Животные леса», обсуждение ситуации: «Зачем животные меняют шубу?»
Ход занятия
1. Вступительная часть
Организационный момент.
Воспитатель - Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами будет интересное занятие-путешествие в лес.
Психологический настрой «Цепочка дружбы» : - Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
Путешествие в тайгу
Воспитатель. Ребята, мы отправимся в путешествие в лес – этот лес необычный, его люди называют тайгой. Тайга — удивительное создание природы. В нашем родном крае - Кузбассе она занимает особое место. Сейчас мы с вами отправимся в тайгу. А путешествовать мы будем с помощью волшебного экрана.
2. Основная часть.
( Слайд : «Тайга») Тайга-это большой хвойный лес. Жесткая хвоя (иголки) деревьев надежно защищена от суровых морозов. Природа здесь переменчива : короткое теплое лето сменяет прохладная осень, за ней приходит суровая, холодная, долгая и снежная зима. Здесь так хорошо дышится! Воздух в хвойном лесу ароматный, свежий и чистый. Прогулки в хвойном лесу очень полезны. Тайга – дом для многих животных и птиц.
Рассматривание слайдов (деревья тайги)
Давайте с вами внимательно рассмотрим, какие деревья встречаются в тайге. (Сосна, лиственница, ель). Что есть у дерева? Чем покрыт ствол? Чем покрыты ветви? Какую пользу приносит людям? Какие плоды растут на хвойных деревьях? (шишки)
Ребята, а сейчас мы закроем глаза и вернёмся в детский сад. Дидактическая игра «Ветки и детки» Возьмите и покажите ветки и плоды хвойных деревьев.
Продолжим наше путешествие по тайге. слышите голоса? Закройте глаза, слышите голоса? Видео «Клёст» Я хочу рассказать вам про удивительную птичку.
У клестов клюв похож на крестик. Он помогает птицам достать семена из шишек. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Да, они яркие как попугайчики, и могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят! Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.
Пальчиковая гимнастика с шишками. Шишку я в руке держуТо сожму, то разожмуПоиграю с нею –ладони разогрею.
Вот сжимаю правою, вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,Буду руки укреплять
И, конечно, в тайге живут животные, которые питаются шишками. Кто это вы узнаете, отгадав загадку:
Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко. Конечно это. Белка
Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шустрых зверят.
Физкультминутка Звериная зарядка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это беличья зарядка.
А лисята как (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
Воспитатель: Где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле (хором скажем «дупло»).
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.
( Слайд: «Белка»)
Летом мех у неё короткий и грубый, а зимой – длинный и мягкий. Кисточки на кончиках у неё появляются только зимой. Белки очень ловко бегают вверх-вниз по стволам деревьев, умеют далеко и высоко прыгать. Так двигаться им помогает длинный и пушистый хвост, играющий роль руля. Воспитатель: Белка какая? Ответы детей: (проворная, быстрая, пушистая рыжая, шустрая, маленькая)
Воспитатель: А вот еще одна загадка
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Кто это?
Ребята, а вы знаете, что медведя называют хозяином тайги?
Слайд (Медведь)
Кто из нас не знает бурого медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Так говорят о нём. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и быстрый. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хотя медведь – это хищник, но очень любит ягоды, грибы, орехи, зёрна, корешки растений. Летом и осенью копит жир, а в зимний период бурый медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.
Раскажите какой медведь (косолапый, бурый, большой, сильный)
Возвращаемся в детский сад, собираем пазлы медведя и белки.
Богат и разнообразен животный мир тайги. Скажите, а как можно назвать одним словом зверей, которые живут в лесу, тайге? Дети – это дикие животные. Несмотря на то, что звери такие большие и сильные, но они тоже нуждается в нашей защите.
3. Итог занятия.
Понравилось вам наше занятие-путешествие? Вам было интересно? Где мы путешествовали? Что нового вы ещё узнали? О каких животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)
Мне было очень приятно с вами работать. Хозяин тайги передал вам сладкий сюрприз (Конфеты косолапый мишка) Спасибо!