Марина Гагаринова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в свободной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в свободной игровой деятельности
Гагаринова Марина Васильевна МКДОУ детский сад «Радуга», Кировская область, станция Просница.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Старшая группа
- Темочки
Большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Г. А. Урунтаева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие. Вопросы организации свободной игровой деятельности рассматривались в трудах В. П. Арсентьевой, Е. Е. Кравцовой, Д. В. Менджерицкой, Н. М. Михайленко, С. Л. Новосёловой и других.
Актуальность исследования обусловлена введением в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать правила безопасного поведения
В соответствии с ФГОС дошкольного образования знакомство с правилами дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей в адекватных дошкольному возрасту видах деятельности. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому лучше всего способствует развитию представлений детей о правилах дорожного движения
Цель исследования: изучить и апробировать на практике процесс знакомства детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в свободной игровой деятельности.
Для знакомства детей с правилами дорожного движения педагоги используют различные методы и приемы. В начале детей в наглядной форме знакомят с правилами дорожного движения, а потом с помощью игровых и практических методов дети закрепляют теоретические знания в деятельности. В данной работе нас интересует свободная игровая деятельность детей, особенности, которой мы рассмотрим.
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Главная цель нашей работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
В начале работы был проанализирован годовой план ДОУ. План включает мероприятия в ДОУ, направленные на формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Воспитателями старшей группы в перспективных планах отображена работа по планированию занятий по ПДД. Воспитателями старшей групп проведены беседы «Мой путь в детский сад», «О правилах дорожного движения», «Улица полна неожиданностей», занятия по темам: «Безопасность на дороге», «Берегись автомобиля», «На страже порядка», «Правила дорожного движения», «В школе дорожных наук», «Безопасное поведение на улице и дома», «Зачем нужны дорожные знаки?», планировались дидактические игры «Я - грамотный пешеход», «Угадай знак», сюжетно - ролевые игры «Такси», «Мы -шоферы», чтение художественной литературы Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт», Н. Кончаловская «Самокат», С. Михалков «Дядя Степа». Для самостоятельных игр детей воспитателями ДОУ изготовлены пособия: макеты улиц, дидактические игры, настольные обучающие игры, напольные дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Таким образом, в начале нашего исследования мы проанализировали предметно-развивающую среду и план учебно-воспитательной работы группы. На основе его анализа, можно сделать вывод, что в группе имеется уголок безопасности на дороге, в котором представлены различные виды игрушек-машин, настольно-печатные игры, макеты дороги и светофора.
В плане работы воспитатели планируют работу по знакомству с правилами дорожного движения, однако используют данную деятельность эпизодически и в основном в ходе реализации непосредственно-образовательной деятельности. Мы считаем, что данной работы недостаточно. Таким образом, в группе недостаточно уделяется внимания знакомству с правилами дорожного движения, но созданы условия для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о правилах дорожного движения созданы.
Для определения уровня знаний о ПДД нами было проведено анкетирование родителей, диагностика «Уровни знаний детей по вопросам правил дорожного движения» (автор Т. И. Данилова) и методика «Продолжи предложение». Проанализировав результаты методик, мы пришли к выводу, что дети плохо знают правила дорожного движения, потому что большинство родителей не уделяют достаточно внимания данному вопросу и не соблюдают сами правила в присутствии детей. Так многие дети затрудняются в ответах на вопросы какие знаки бывают на дороге, для чего нужно их соблюдать и что будет в результате нарушения данных правил. Так первая половина детей (50%) имеет средний уровень сформированности представлений о безопасном поведении на дороге, а остальная половина детей (50%) имеет низкий уровень представлений о безопасном поведении на дороге.
Работа начиналась с оформления развивающей предметно-пространственной среды в помещении группы для самостоятельной игровой деятельности детей – Центра правил дорожного движения. Был создан специальный уголок, в который были внесены макет «Дорога», светофор, машины (грузовые, легковые, специализированный транспорт, фуражка и накидка ДПС, дорожные знаки, художественная литература по теме, уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы, дидактические, настольно - печатные игры, самодельные атрибуты (рули, жезлы, фотоальбомы «Моя улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи», книжки-малышки по словотворчеству «Правила движения».
Основная цель дидактических игр и пособий по ПДД: создать условия для изучения ПДД; формировать навыки безопасного поведения на дороге; развивать у детей умение ориентироваться на дорогах; воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Применение дидактических игр и пособий осуществляет следующие задачи:
• формирование навыка ориентирования по сигналам светофора и дорожным знакам;
• развитие внимания;
• совершенствование координации движений;
• развитие связной речи и активизация словаря детей;
• воспитание чувства сопереживания;
• формирование у детей культуры поведения на улице.
Все дидактические игры и пособия удовлетворяют интересам дошкольников, помогут детям приобрести необходимые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Важным фактором изготовления дидактических игр является эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения.
Таким образом, использование дидактических игр и пособий в работе с детьми дошкольного возраста ведет к совершенствованию навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Дидактическое пособие «ПДД».
Дидактическое пособие выполнено в виде модели машины ДПС из фанеры. Раскрашен макет гуашью, покрыт лаком. С обеих сторон прикреплены кармашки для дидактических игр.
Развивающее игровое пособие на липучках. Дидактическое пособие выполнено в виде тематической книги, каждая страница которой соответствует разным темам ПДД. Развивающее игровое пособие «Макет города», позволяет смоделировать жизненную ситуацию и проиграть с детьми. Изготовление дидактических игр и пособий – достаточно трудоёмкий процесс, поэтому привлекаю к нему родителей воспитанников.
В ходе формирующего эксперимента организована свободная игровая деятельность по инициативе педагога. Были проведены 13 игровых ситуаций Незнайка и велосипед, «Крош побывал в городе» «Угадай, какой знак», «Водитель и Пешеход», Лото «Дорожные знаки», Мой друг – светофор, «Знаки на дорогах», Автоинспектор и водители, «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Знающий пешеход», «На дороге», «Мой двор» , «Путешествие на автобусе», нацеленных на формирование безопасного поведения на улице и на дороге, а так же в общественном транспорте. Вначале дети испытывали трудности, они не могли правильно назвать правила движения, или дорожные знаки, но постепенно их знания пополнялись. В процессе формирующего эксперимента мы уделяли особенное внимание детям со средним и низким уровнем представлений о правилах дорожного движения, привлекали их к ответам на вопросы о различных знаках, подводили к тому, чтобы дети самостоятельно делали выводы о важности знаний ПДД. Дети с высоким уровнем представлений о правилах дорожного движения так же были активными участниками процесса, они помогали другим детям, были примером для них.
Для организации взаимодействия всех субъектов педагогического процесса на формирующем этапе эксперимента предусмотрена работа с родителями по теме исследования. Нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий родительское собрание в форме круглого стола: «Безопасность ребенка – в ваших руках», Папка - передвижка : «ПДД для дошкольников», Родительское собрание в форме интеллектуальной игры по ПДД «Знает правила СЕМЬЯ, значит, знаю их и Я!». В ходе реализации плана работы с родителями для них была предоставлена информация о важности знакомства детей с правилами дорожного движения и о том, как лучше обучать детей и прививать им интерес к данной теме. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.
Благодаря совместной работе родители воспитанников оценили, что игры и пособия, изготовленные своими руками эффективны, экономичны и практичны. Такой индивидуальный подход к развитию дошкольников вызывает интерес у родителей и делает процесс взаимодействия с педагогом творческим и продуктивным.
Таким образом, применяя в работе с детьми дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, я отметила, что воспитанники быстрее и легче усваивают материал, с лёгкостью овладевают правилами дорожного движения. У воспитанников, наблюдающих за процессом изготовления пособий, формируется бережное отношение к игрушкам.
А увлеченно играя, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться и распределять роли, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Многие мальчики уже мечтают стать сотрудниками ГАИ. Также обратила внимание, что дети с радостью приходят в детский сад, ведь здесь их ждут игры, сделанные с душой.