Саглар Пуртинова
Знакомство детей с обычаями и традициями калмыцкого народа через подвижные игры. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с обычаями и традициями калмыцкого народа через подвижные игры. Консультация для родителей.
Обычаи и традиции каждого народа играют важную роль в жизни общества и в дальнейшем развитии национальной культуры. Закладывались они, прежде всего, в семье, внутри племени. Во всех сферах жизни они касались и воспитания детей, и обучения. Воспитание детей в детском саду проходит через игру, так играя, дети легко усваивают материал.
Публикация «Знакомство детей с обычаями и традициями калмыцкого народа через подвижные игры, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Республика Калмыкия
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Игра является традиционным средством воспитания. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость.
У калмыков издавна почитались игры, в которых воспитывалось уважение и почитание старших. Например, «Яс кемялгн». Какое мясо предназначалось старшему в семье, гостю, женщине. Самого пожилого человека угощали бараньей лопаткой, что считалось самой почетной пищей. Сидящим же с ним другим мужчинам подносили большие бедренные кости, а пожилым женщинам - тазовые. Хозяйке дома давали плечевую кость с ребрами и переносицу от бараньей головы. Кому поднесли баранью лопатку, тот должен рассказать как можно больше примет по бараньей лопатке. Детям было очень интересно узнавать приметы по бараньей лопатке.
При знакомстве с бытом калмыков актуальна игра «Хорма хотон» (Нападение). Ведь раньше калмыки поселялись хотонами. Каждый хотон имел свое название – обычно по имени самого влиятельного жителя. Например, хотон Бадмы, хотон Нарана и т. д.
Игроки, группа мальчиков и девочек, становились друг за другом. Каждый брался обеими руками за пояс впереди стоящего. Во главе колонны становился самый сильный мальчик - защитник. Выбирался нападающий (обычно из другого хотона). Его задача – нападая, отрывать игроков от колонны в одиночку и группами.
«Проверка на сундуке» - шуточная игра, в которую играли раньше на свадьбах. Мальчику предлагалось встать коленками на сундук, и поднять ртом с земли свернутый платок. При этом приговаривая: «Ну, у кого же шея длинная?» Если же он умудрялся достать с земли платок, ему подносили в чашке молоко, одаривали красиво вышитыми платками, кисетами. В калмыцких играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Часто они сопровождаются считалками, потешками, пословицами и поговорками.
Детям очень нравятся игры в альчики. Они развивают у них быстроту, ловкость, точность в движениях. В играх с альчиками дети учатся метать, называть особенности альчика, закрепляют стихи, пословицы, поговорки, считалки. В игре «Морня урлдан» дети закрепляют цвета, знакомятся с профессиями, повторяют положения альчиков.
Более углубленно проходит знакомство с традициями и обычаями через игры во время народных праздников «Зул», «Цаган Сар», где дети с удовольствием играют предложенные им роли. Игровая ситуация во время таких мероприятий очень увлекательна, ведь в них встречаются зачины, диалоги, которые характеризуют персонажей, их действия. У калмыков издревле были распространены разнообразные игры, как средство развлечения и как спортивные состязания. Например, «Бок бярлдан»(Борьба, «Морня урлдан»(Скачки, «Шагас цоклгн»(Выбивание альчиков) и др.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию калмыцкие подвижные игры!
1)Целься вернее (младшая группа)
Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик. В центре круга стоит ящик (в младших группах расстояние от детей не более 1,5-2 м). По сигналу взрослого дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с полаи тоже встает в круг.
2) Собери альчики (младшая группа)
Взрослый приносит в корзине или мешочке альчики, рассыпает их на полу и предлагает детям собрать и принести их ему. Поощряет тех, кто принес много альчиков. Если альчики окрашены в основные цвета, можно предложить собрать в ведерко соответствующего цвета.
В старших группах это же упражнение можно провести как соревнование между двумя группами. Кто быстрее соберет альчики.
3) Ловкий наездник (средняя группа)
Дети садятся в круг. За кругом ведущий верхом на «коне» с плеткой. Он ходит по кругу и бросает плетку сзади кому-нибудь. Игрок, сзади которого лежит кнут, встает и догоняет первого тоже верхом на «коне». Первый старается занять место того, кто бежит за ним.
4) Я – страшный жук (средняя группа)
На одной стороне площадки «дома» детей. Остальное пространство – «степь», где «живет» жук. Дети идут в степь собирать кизяки (имитируют, наклоняясь вниз и выпрямляясь, расходятся врассыпную по всей площадке. Вдруг вылетает «страшный жук». Дети убегают от жука в свои «дома». Тех, кого успеет поймать, он слегка щекочет «усами».
5) Хотон кочует (игра-эстафета для старшей группы)
На одной стороне площадки в 2-х обручах разложены предметы по числу игроков в командах (плетка, герлыга, пояс, шапка, альчики, бортха и др., на другой – пустые обручи. Расстояние между ними от 8 до 10 м. По сигналу «Хотон кочует» первый игрок берет любой предмет, бегом относит в пустой обруч и возвращается в конец колонны. Затем бежит следующая пара, относит предмет и т. д. Чей «хотон» раньше перенесет все предметы, тот и побеждает.