Елена Бородкина
Значение экологической среды в ознакомлении дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
В дошкольном учреждении ребят знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как:
реалистическое понимание явлений природы,
любознательность,
умение наблюдать,
Публикация «Значение экологической среды в ознакомлении дошкольников с природой» размещена в разделах
логически мыслить,
эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера:
патриотизм,
трудолюбие,
уважение к труду взрослых.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет эколого – развивающая среда детского сада, где содержатся комнатные растения. Каждая возрастная группа имеет свою эколого – развивающую среду.
Эколого – развивающая среда в группе.
Эколого – развивающая среда предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве растений. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение
и пространственная близость растений. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время.
Создание эколого-эстетической среды - условие гармонического развития ребенка.
Среда постоянно и прямо влияет на детей, воздействует на:
эмоции,
настроение,
жизнедеятельность,
а также создает эмоционально - психологический комфорт в дошкольном учреждении.
Во время работы в эколого – развивающей среде у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы :
восприятие,
мышление,
воображение,
внимание,
память.
Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи, запоминают названия и уход за растениями.
Во время ухода за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как:
трудолюбие,
бережное отношение к живому,
ответственность за порученное дело.
Наполнение эколого – развивающей среды в нашей группе.
1. Комнатные растения.
При отборе растений следует учитывать требования, предъявляемые программой «Детство». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. При пополнении экологической среды, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
2. Паспорта на растения.
Создается вместе с детьми табличка по уходу за растением и паспорт на это растение.
Требования к отбору растений:
Растения должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
Они должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.
И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться.
3. Календари.
Календарь наблюдения за погодой заполняется всеми детьми группы.
4. Дежурство в эколого – развивающей среде.
Полив растений и заполнение настенного календаря осуществляет дежурный группы.
5. Огород на окне.
• Высадка лука на перо;
• Посев семян для наблюдения за ростом рассады;
• Посадка черенков цветов.
Дети свободно подходят и наблюдают за растениями и рассадой.
6. Детское экспериментирование.
Детям очень нравятся опыты с магнитом, водой, лупами, воздухом.
7. Игры экологического направления.
Найди пару,
Что лишнее,
Ящик ощущений,
Кто быстрее посадит цветок.
Эти игры позволяют закрепить знания ребенка.
8. Интерактивные экологические коллекции.
Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющие знания.
В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и выделять главное.
9. Художественная научно – популярная литература для детей.
Наглядный материал.
Книги
Журналы
Картины
Дидактические карточки
Модели строения растения
Паспарту на растения
Наблюдения
Открытки
Альбомы
Иллюстрации