Татьяна Бондаренко
Значение развития правильного речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает голосовое звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет четко произносить звуки, говорить громко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении. Все знают, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Рождение малыша начинается с первого вздоха и первого крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Благодаря правильному речевому дыханию мы можем изменять громкость речи, делать ее плавной и выразительной. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Публикация «Значение развития правильного речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое дыхание человек сам контролирует, неречевое выполняется автоматически. Дети в процессе разговора зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
Не правильное распределение выдыхаемого воздуха, у детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
Все упражнения стоит выполнять до еды;
Одежда не должна сковывать движения малыша;
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
Вдох должен происходить через нос, без напряжения не поднимая плеч;
Выдох должен быть длинным и плавным;
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Развитие речевого дыхания делиться на этапы :
- развитие не речевого дыхания (развивать произвольный ротовой выдох) для этого можно использовать игры: «Подуй на суп», «Перышко», «Шарик», «Ветерок».
-формирование речевого дыхания (формирование речевого выдоха и формирование плавной и слитной речи) для этого использовать игры: «Назови картинки» предложить ребенку назвать картинки на выдохе, «Повтори предложение» предложить повторить пословицу, поговорку или предложение на одном выдохе.
Развитие речевого дыхания позитивно действует на организм, он будет получать больше кислорода, улучшиться кровообращение головного мозга, а значит у детей повыситься способность к обучению.