Ситько Татьяна Анатольевна
Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд2
В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Публикация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения» размещена в разделах
В наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это индивидуальная консультация.
Слайд3
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.
Слайд4
ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ:
Открытость
Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур, и прежде всего, для родителей.
На основании ст. 29 Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 образовательные организации формируют открытые и общедоступные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях. В том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
В пункте 3.2.8. ФГОС говорится о том, что организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь
Преемственность согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности
Индивидуальный подход к каждой семье.
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка
Слайд5
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Безопасность
• Педагог не дает оценки поведению родителя и/или ребенка (не осуждает родителя и не нагружает его чувством вины)
• Отказаться от позиции «сверху» (не поучаем)
• Демонстрировать безоценочное отношение (избегаем понятий «правильно» – «неправильно»)
• Отказаться от морализирования (слова «нужно», «должен», «обязан», «следует» заменяем более мягкими вариантами «важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл»)
Принцип распределения ответственности
• Педагог не должен брать на себя всю ответственность за психологическое благополучие ребенка: «Я могу многое, но не все. Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он так себя ведет, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения»
Нейтральная позиция
Важно, чтобы педагог не вставал ни на чью сторону и ни с кем не был заодно; был готов к рассмотрению различных точек зрения
Учет эмоционального состояния родителя
Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.
Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка – это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.
Слайд6
Как помочь родителю увидеть наличие проблемы?
1. Отказаться от прямой конфронтации («Неужели Вы сами не видите, что он…»)
2. Установить с родителем контакт и доверительные консультативные отношения
3. Не обсуждать проблемы ребенка в присутствии наблюдателей
4. Найти положительные черты ребенка, которые можно отметить в беседе с родителем
5. Помнить, что родители могут воспринимать ситуацию консультации как оценочную
(формируем у родителей доверие к педагогу)
Слайд7
Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.
Слайд 8
Основной инструмент педагога – вопрос, его цель – помочь собрать информацию, задача – побудить родителя рассказать как можно больше
Каким должен быть хороший вопрос?
• Открытым
• Сформулированным ясно, без использования сложной или неоднозначной профессиональной терминологии
• Конкретным
О чем спрашивать?
• О том, что родители делают: «О чем вы чаще всего разговариваете со своим ребенком?»
«Как проводите выходные?» «В какие игры обычно играете с малышом?» и т. п.
• Можно попросить родителя подробно описать какой-то режимный момент (что делает ребенок – что делает родитель, фиксируя ответы на бумаге)
• Выделить в обсуждаемой ситуации наиболее яркий момент: «Если бы я там
присутствовала, что бы я увидела?»
• Универсальные вопросы: «В чем это проявляется?» и «Как вы на это реагируете?»
Как задать опасный вопрос?
Можно в самой формулировке вопроса легализовать возможный «нежелательный» ответ: «Сейчас многие родители вынуждены много трудиться и, поздно возвращаясь с работы, не успевают поговорить с ребёнком. А как обстоят дела с этим у Вас?»
Можно в самом вопросе обозначить возможность различных подходов: «Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, а кто-то уверен, что без физического наказания не обойтись. А как считаете Вы?»
Слайд9
Техники оптимизации взаимодействия с родителями:
Подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы
Подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для оказания помощи ребенку
Отмечать воспитательные задачи, которые уже успешно решены
Реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначая их чувства.
Слайд 10
Чтобы помочь родителю изменить формы взаимодействия
с ребенком, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:
Насколько эмоциональное состояние родителя позволяет ему изменять сложившиеся модели поведения? (словесные, эмоциональные реакции, и др.)
Насколько адекватны воспитательные установки родителя? (беседа, АСВ, Пари и др.)
Каков образ ребенка у родителя? («Родительское сочинение»)
Понимает ли родитель, каким образом его поведение взаимосвязано
с трудностями ребенка? (беседа)
Готов ли родитель брать на себя ответственность за решение проблем ребенка? (готовность выполнять рекомендации)
Слайд 11
Что важно дать родителю на этапе оказания помощи?
• Понимание (Что вообще происходит с ребенком) –Обозначить проблему
Поименование проблемы (предоставление родителю информации о сущности проблемы и постановка задач)
Тут педагог может допустить ошибку, если: пропускает этап объяснения, сразу переходя к рекомендациям дает оценку, а не описание проблемы («Вы с ним слишком суровы»)
• Стратегию – Что делать дальше?
Формулирование рекомендаций – конкретных способов решения поставленных задач (рекомендации лучше записать, их не должно быть много, если родитель получает готовую памятку, необходимо ее прокомментировать)
• Поддержку
Получение обратной связи от родителей
(нужно проверить, насколько точно родитель все понял)
«С чего вы можете начать и каким образом?»
«Как вы думаете, что из предложенного вы могли бы использовать?»
Договариваемся о сроке применения рекомендаций и повторной встрече (не раннее, чем через 2-3 недели)
Обсуждение итогов применения рекомендаций (важно получить обратную связь о том, насколько правильно были поняты рекомендации, правильно ли применялись)
«Удалось ли вам применить рекомендации?» Если нет, то что помешало?»
«Если удалось, то как вы это делали и к какому результату это
привело?»
Слайд 12
Основной инструмент помощи родителям- Рекомендация
Чем рекомендация отличается от совета?
Совет — это указание, как поступить, а рекомендация — это ответственное информирование о предпочтительных действиях. Предполагается, что следование рекомендации — это осознанный выбор человека, с пониманием, почему именно так, и с взятием ответственности на себя за этот выбор.
Слайд 13
Какой должна быть рекомендация, чтобы родители ее выполняли?
• Целесообразность рекомендации должна быть очевидна для родителя.
• Рекомендация должна быть понятна, предлагать некое пошаговое руководство к действию. • Необходимо, чтобы родитель принимал те идеи и смыслы, которые несет рекомендация.
Слайд 14
Критерии эффективной рекомендации:
• Формулируется в утвердительной форме.
• Формулируется в терминах поведения.
• Достаточно конкретна.
• Реалистична, т. е. родитель должен быть в состоянии ее выполнить
КАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫ?
• Чаще выражать ребенку положительную оценку
• Не идти на поводу у ребенка
• Ограничить ребенку доступ к компьютеру
• Уделять ребенку больше времени
• Не одевать самим ребенка
• Каждый день играть с ребенком по 15 минут
• Хвалить ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет
Слайд 15
Таким образом, мы видим, что консультирование родителей по проблемам ребенка требует от педагога крайне бережного и внимательного отношения к их внутреннему миру, стремления понять движущие ими мотивы.
Позиция, с которой педагог должен идти к родителю: «БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ ТРУДНО»
Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий»
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников является залогом полноценного развития ребенка.
Благодарю за внимание!