Валентина Глаголова
Перспективное планирование игр с мячом для общего и речевого развития детей на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:
Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы.
Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
Регулируют силу и точность движений.
Темочки:
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов-лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Целесообразно разделить игры с мячом по следующим разделам:
-Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
-Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
-Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
-Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
-Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.
Перспективное планирование
сентябрь
- Игры, направленные на развитие мелкой моторики:
«Разминка», «Разноцветные шары», «Дождик».
- Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве:
«Вратарь», «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти».
- Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов:
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём».
- Игры, направленные на развитие просодической стороны речи.
Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа: «Логопеду мяч бросай, быстро фрукты называй», «Я знаю 5 овощей» (можно использовать с течение всего года на разные лексические темы, «Утро, день, вечер, ночь».
октябрь
- мелкая моторика:
«Фокусник», «Плывёт, едет, скачет», «Спираль».
- ориентировка в пространстве:
«Мячик прыгает по мне-по груди и по спине», «Попади в ворота».
- звукопроизношение:
«Стучалочка», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
- развитие слоговой структуры
- расширение словаря:
«Что происходит в природе», «Вчера, сегодня, завтра».
ноябрь
мелкая моторика:
«Кто быстрее?», «Снежинки», «Времена года».
- ориентиковка в пространстве:
«Попади в ворота», «Если вес мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг».
- звукопроизношение: «Поющие мячики», «Тихо-громко»
- слоговая структура слова.
- расширение словаря:
«Лови, бросай, дни недели называй», «Кто как разговаривает», «Подскажи словечко», «Кто как передвигается» и др. игры на тему «Животные»
декабрь
мелкая моторика:
«Кто быстрее?», «Снежинки», «Времена года».
- ориентиковка в пространстве:
«Попади в ворота», «Если вес мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг».
- звукопроизношение: «Поющие мячики», «Тихо-громко»
- слоговая структура слова.
- расширение словаря:
«Лови, бросай, дни недели называй», «Кто как разговаривает», «Подскажи словечко», «Кто как передвигается» и др. игры на тему «Животные»
январь
- ориентировка в пространстве:
Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа, «Мячик - об пол и поймай, да смотри же, не роняй»
- звукопроизношение:
«Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
- словарь:
«Лови да бросай, и цвета называй», «Составь предложение», «Кто как передвигается»
февраль
- ориентировка в пространстве:
«Справа, слева я стучу – перепутать не хочу», «Я по стульчику стучу, и по полу – где хочу».
- звукопроизношение:
«Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова!»
- словарь:
«Один – много», «Что бывает круглым» (в течение года)
март
- звукопроизношение:
«Слово это изменяй, изменяя – удлиняй»
- словарь:
«Хорошо – плохо», «Где мяч?», «Весёлый счёт» (в течение года).
апрель
- звукопроизношение: «Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка» (эти игры можно использовать в течение всего года)
- словарь:
«Бывает – не бывает», «Месяцы и их последовательность», «Что за чем?»
май
- словарь:
«Семья», «Кто кем был?», «Кто кем будет?», «Третий лишний»