Ольга Потапова
Значение и важность соблюдения режима дня
▼ Скачать + Заказать документы
Установление и четкое выполнение режима дня имеют большое значение для детей раннего возраста и являются основой их воспитания. Правильное распределение в течение суток сна, бодрствования и разных видов деятельности, прежде всего, предохраняет нервную систему от утомления, обеспечивает спокойное и бодрое настроение на протяжении всего дня и способствует нормальному функционированию всего детского организма, в том числе и коры больших полушарий головного мозга. Своевременное кормление ребенка, достаточно длительный и глубокий сон являются основными условиями его правильного физического и психического развития.
Публикация «Значение и важность соблюдения режима дня» размещена в разделах
Режим способствует воспитанию организованного поведения детей. Если ребенок спит, ест, играет всегда в одно и то же время, то потребность в еде или сне возникает именно в установленное режимом время, так как у ребенка вырабатывается условный рефлекс на время, и он спокойно, без возражений по предложению взрослых идет есть, гулять, умываться или спать.
Своевременный отдых и правильная смена разных видов деятельности создают условия для полноценного активного бодрствования ребенка, т. е. для его нервно-психического развития.
Бодрствование — активное, деятельное состояние коры полушарий головного мозга. Возникает оно уже с первых дней жизни ребенка под влиянием сначала внутренних (голод, боль, а затем и внешних (зрительные, слуховые, тактильные и др., раздражителей, которые, действуя на рецепторы, вызывают в коре головного мозга ребенка очаги возбуждения. Но клетки коры имеют предел работоспособности, т. е. ребенок может бодрствовать только определенное время, после чего ему необходим отдых — сон. Чем меньше ребенок, тем короче период его бодрствования. Сон предохраняет нервные клетки от переутомления, за время сна восстанавливается их работоспособность.
Бодрствование и сон являются взаимосвязанными, сопряженными состояниями нервной системы: активное бодрствование вызывает глубокий последующий сон, а хороший глубокий сон обеспечивает активное бодрствование. При рождении у детей нет никакого ритма сна и бодрствования. Ребенок засыпает в разное время дня и ночи, различна и длительность каждого сна; бодрствование бывает то короче, то длиннее. Такое неупорядоченное поведение может длиться сравнительно долго.
Учитывая большое значение правильного режима, его надо установить с первых же дней жизни ребенка. С возрастом и совершенствованием нервной системы детей увеличивается работоспособность их нервных клеток, вследствие чего дети могут активно бодрствовать без каких-либо признаков утомления все более длительное время. В связи с этим уменьшается количество суточного сна, необходимого для отдыха. Усовершенствование функций пищеварения ведет к увеличению промежутков между кормлениями. Усложняется и все поведение ребенка. Поэтому на протяжении первых 3 лет жизни режим детей неоднократно меняется. При составлении режима необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и состояние его здоровья, физическое развитие и индивидуальные особенности.
Дети во время или после болезни, а также физически ослабленные нуждаются в индивидуальном режиме. Всякое заболевание вызывает временное понижение работоспособности, более быстрое утомление ребенка. Поэтому у физически ослабленных детей сокращается длительность каждого отрезка бодрствования; они должны чаще отдыхать, чем здоровые дети того же возраста.
Сокращать бодрствование следует и детям физически здоровым, но легко возбудимым, так как они расходуют больше энергии, а потому быстрее устают.
Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.
В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.
При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима :
- ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным;
- частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием;
- отсутствие нормального развития нервно-психической деятельности;
- трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.