Наталья Прончатова
Значение физкультминуток у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из простых и эффективных методов профилактики пере-утомления на занятии является проведение физкультминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физкультминутка - комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц.
Публикация «Значение физкультминуток у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Физкультминутка - обязательный элемент, который включается в се-редину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.
Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с лексической темой занятия.
Целью является: обеспечить кратковременный отдых и стабилизировать работоспособность воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.
Виды и формы физкультминуток для детей 2–3 лет.
Формы проведения физкультминутки с воспитанниками младшей группы делятся на два типа:
1. За столом
2. Сидя на стульчиках или стоя.
Предпочтителен второй вариант - маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы.
Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами: погремушки, флажки, платочки, кубики, ленточки, массажные мячики, шарики.
К основным видам физкультминуток относятся : оздоровительно-гигиенические (выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях, подражательные (дети имитируют движения живых и неживых объектов, танце-вальные (выполняются под русские народные или детские песенки).
Среди методических рекомендаций для воспитателя первой младшей группы выделяются следующие положения к организации физкультминуток :
1) Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
2) Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробу-ют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
3) Воспитатель демонстрирует увлечё нность процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
4) Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.
5) Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).
Задачами физкультминуток в младших группах являются:
- удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности;
- улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом;
- развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной;
- развитие крупной моторики и координации движений;
- восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение физкультминуток способствует оздоровлению детей, повышает или удерживает умственную работоспособность, предупреждает утомление, обеспечивает кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.