Светлана Мельникова
Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста используются различные методы. Знание этих методов и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные в той или иной ситуации, подбирать в соответствии с необходимостью.
Публикация «Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Важная задача современной педагогики - формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений.
Важное место отводиться формированию у дошкольников представлений о двигательной активности.
Это вызвано целым рядом причин: недостаток информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации. Все это ведет ребенка к пассивной жизни.
Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающимися на достижениях психолого-педагогической науки.
Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Разнообразие форм обучения определяется количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.
Различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения:
Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.
У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом. Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение.
В индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками, которые являются важным эмоциональным фоном учения.
При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые индивидуальные различия. У разных детей - разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т. п.
Коллективная форма обучения в детском саду до настоящего времени занимает ведущее место, в форме занятий со всей группой детей. Традиционно обучение детей осуществляется по единым программам и единым учебным пособиям. Дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, поэтому организация обучения должна строиться с учетом этих различий.
Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных и индивидуальных различий уровней развития детей, принято называть дифференцированным, и осуществляется по критериям:
•по способностям или не способностям к обучению;
•по интересам;
•по объему материала и степени его сложности;
•по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.
Деление на подгруппы позволяет регулировать объем и сложность изучаемого материала, корректировать количество занятий в неделю (месяц). Подгруппа детей с более низким уровнем возможностей (низкий уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) занимается 2-3 раза в неделю, но занятия несколько короче и количество программных познавательных задач меньше.
Большая часть занятий организуется со всей группой детей, однако итоговые занятия предполагают дифференцированную (с подгруппами) форму организации. На каждом коллективном занятии имеет место работа с отдельными детьми. Это может быть как временное снижение требований, активная непосредственная помощь со стороны воспитателя детям, которые в ней нуждаются. Или, наоборот, предложение некоторым детям сложных, проблемных заданий, с учетом их возможностей и интересов.
В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Так, для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественно приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия.
Основными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом воспитателя, и от конкретных условий в детском саду.
При выборе методов учитываются:
• цели, задачи обучения;
• содержание формируемых знаний на данном этапе;
• возрастные и индивидуальные особенности детей;
• наличие необходимых дидактических средств;
• личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
• конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
К наглядным методам обучения относятся:
•демонстрация объектов и иллюстраций;
•наблюдение;
•показ;
•рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам относятся:
•рассказывание;
•беседа;
•объяснение;
•пояснения;
•словесные дидактические игры.
Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.
В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.
Особое место в методике обучения занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для вопросов характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря вопросам уточняются непосредственные восприятия детей.
Наглядные и словесные методы не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам. Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному.
Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций.
Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
Между методами и методическими приемами возможны взаимопереходы. Широко распространен методический прием - показ. Специальная работа по формированию представлений о значении двигательной активности ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме, а отсутствие знаний о движениях может привести к отсутствию самих движений.
Как известно, при режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей.
Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается.
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.
Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Все это будет возможным только при наличии определенных знаний детей дошкольного возраста.
Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение - преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть здоровым – бегай, хочешь бегать – иди читай".
Недостаток знаний о важности движений приводит к избыточному отложению жира, как следствие всего - частые простуды, вялость, раздражительность.
Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное изучение важности изучаемого вопроса.
Для того, чтобы не возникал дефицит знаний о важности движений, используются следующие режимные моменты:
•утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
•физкультурные и музыкальные занятия;
•прогулки на свежем воздухе;
•подвижные игры различной степени активности;
•физкультминутки и динамические паузы;
•пальчиковые игры;
•самостоятельная двигательная деятельность.
Исходя из вышесказанного, можно выделить рекомендации по формированию представлений о значении двигательной активности у детей дошкольного возраста, которые включают в себя следующее:
1. Проводить беседу о роли движения в развитии детей в физическом, эмоциональном и социальном плане.
2. Развивать в детях желание выполнять различные виды движений.
3. Проводить с детьми подвижные игры, как в зале, так и на свежем воздухе.
4. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду вокруг ребенка. (См. приложение 2,3)
Педагог должен:
•хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
•знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
•уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
•знать методические основы развития у детей представлений;
•постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.
Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по формированию представлений о значении двигательной активности воспитатель сам должен быть грамотным в этой области, а так же проводить целенаправленную работу с родителями, подключая их обогащению знаний