Оксана Трофименко
Значение детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных м и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основеве развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Публикация «Значение детского экспериментирования» размещена в разделах
Образовательные задачи
1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие задачи
1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи
1. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
2. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка,я организовала в группе лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации моей работы. Это дает возможность мне:
• работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь».).
Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время занятия проводятся один-два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяиномученым Галилео Галиеем, с оборудованием и правилами поведения. Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы.
Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Медицинские материалы:, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки,, шприцы (пластмассовые без игл, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
6. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей.