Получи документы

Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.

Лопатина Надежда
Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.

Занятие в старшей группе

по развитию речи

«Перелетные и зимующие птицы»

Обобщающая беседа

Воспитатель: Лопатина Н. В.

Програмное содержание:

1. Обобщать представление о птицах : у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.

2. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

Публикация «Зимние и перелетные птицы, Занятие для старшей группы,» размещена в разделах

3. Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

4. Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.

5. Развитие логики и воображения.

Материал:

1. Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.

2. Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.

3. 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

4. Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».

5. Серия картинок по теме Сделаем кормушку».

6. План групповой комнаты.

Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:

1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.

2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на

Схему и по памяти (развитие речи).

3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).

4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке»,

«Птичий двор»).

6. Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке».

7. Оригами.

8. Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).

9. Изготовление кормушек (ручной труд, экология).

Методически приемы: беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

,.

Содержание

Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?

Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Целый день она поет.

Дети: Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.

Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?

Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?

Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты

.

Дети классифицируют картинки на:

а) предметы, которые могут летать;

б) птицы зимующие;

в) птицы перелетные.

Буратино недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы, находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение. Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках. Хотите, загадаю?

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку–ку, ку-ку? (Кукушка)

Черный жилет.

Красный берет.

Нос – как топор,

Хвост – как упор. (Дятел)

Чик-чирик, к зернышкам прыг.

Клюй не робей, Кто же это? (Воробей)

Буратино: И еще, объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?

Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.

Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.

Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.

Физминутка.

Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой. Кивают головой.

Гордо и прямо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.

Игра «Что изменилось»

Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2 - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо спрятать в группе, отметив эти места на плане групповой комнаты).

Можно усложнить игру – поместить найденных птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и в зеленыйперелетных.

Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?

Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.

А) Чуть живой, не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком. Бедный.

И летит к чердаку своему,

А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

Б) Мерзнут лапки у синички.

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз.

Я им семечек принес.

- Посмотрите-ка, сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся.

Греют лапки, не боятся.

Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей).

Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать заодно с людьми.

Далее проводится беседа:

- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?

- Кто из детей вешал дома кормушку?

- Кто делал ее?

- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?

- Какие птицы прилетают к нам зимой?

В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».

Если в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и рассказать о чем может думать:

перелетная птица поздней осенью?

(Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…

• прилетевшая весной?

(Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно)

• воробей зимой?

(Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям держаться…0

• снегирь зимой?

(Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку)

Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по экологии в старшей группе «Птицы — перелетные и зимующие» Конспект обобщающего занятия по экологии «Птицы – перелетные и зимующие» Программное содержание: 1. Продолжает закреплять и систематизировать.

Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима)Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима) Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" ДЕКАБРЬ. 1 неделя – «Зимующие птицы»: беседа на тему «Птицы»; аппликация «Снегирь»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зимние и перелетные птицы. Занятие для старшей группы.
Опубликовано: 1 января 2013 в 14:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД