Алёна Михайлова
Проективная методика «Рисунок «Я в детском саду» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проективная методика «Рисунок «Я в детском саду» является информативным
средством выявления:
1) эмоционального состояние в группе детей,
2) удовлетворенности ребенка жизнедеятельностью в детском саду,
3) направленности взаимодействия, отношения ребенка к детям и воспитателю.
Участники: дети 5 – 7 лет.
Материалы: лист бумаги А 4, цветные карандаши на каждого.
Методика проведения.
Публикация «Проективная методика „Рисунок „Я в детском саду“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Дети сидят за отдельными столами. У каждого – лист бумаги, подписанный именем
ребенка, и цветные карандаши. Психолог предлагает детям нарисовать себя в детском
саду, подчеркивает, что каждый должен придумать, как он изобразит себя – одного или с
ребятами, с воспитателем, а может быть с игрушками, книжками и т. п. Надо сначала
подумать и затем нарисовать.
Во время рисования отмечается эмоциональное состояние детей : рисуют с
удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши; или рисуют без
видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок
воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или, наоборот, возвращаются и
просят разрешения дорисовать что-то еще в своем рисунке. Поведение детей служит
косвенным свидетельством личного отношения ребенка к детскому саду.
По окончании рисунка можно задать вопросы:
• Как там, в детском саду на этом рисунке? (грустно или весело, хорошо или
плохо)
• Кто изображен на этом рисунке?
• Что они делают?
• Если никого нет, то где они?
• Кто придет первым? Что он станет делать?
• А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать?
• Если тебя нет на рисунке, то где ты?
Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Это
учитывается при интерпретации любых рисуночных тестов : изменения - это желаемая, а
не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке он играл один (нехватка общения, а
потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить).
Интерпретация. Анализ и оценка.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме
здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое.
Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не
отождествляется с происходящими там событиями.
Больше оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого
себя, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.
При анализе ситуации внимание обращается и на другие элементы картинки.
Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки? Их наличие
позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе
множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный
элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто
изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он
«крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены
цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Анализируя детские рисунки необходимо обратить внимание на то, как изобразил
себя ребенок – одного или вместе со сверстниками или с лучшим другом, присутствует ли
на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум и пр.).
Если ребенок нарисовал себя без сверстников и взрослых, или рисует себя на расстоянии
от них, или изображает себя значительно меньшего размера, по сравнению с другими
фигурами - это свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских контактах,
ощущении некоторой изолированности от других