Елена Гринь
Здоровьесберегающее направление в работе воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста. Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребёнок обладал не только определённой суммой знаний и умений, но и хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям.
Поэтому одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Публикация «Здоровьесберегающее направление в работе воспитателя ДОО» размещена в разделах
Интерес к здоровью детей обусловлен также тем, что прослеживается все возрастающая тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А. Баранов, С. Толстова и др.).
По моему мнению, решение этой проблемы возможно только при грамотной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении работы по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, прививаются необходимые санитарно-гигиенические навыки, формируется привычка здорового образа жизни. Главной своей задачей считаю вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму. Воспитывать у детей культуру сохранения здоровья.
На начальном этапе передо мной сразу же была поставлена цель:
создание условий для физического развития дошкольников и вырабатывания у них привычки здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- исследовать уровень мотивационной готовности к работе по здоровьесбережению родителей и детей в целом;
- исследовать возможности снижения уровня заболеваемости;
- разработать программу помощи детям в овладении здоровьесберегающих технологий;
- привлечь родителей к здоровьесберегающему процессу в щадящем режиме, принимая во внимание их загруженность.
В связи с чем мною был разработана рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и их родителями «Здоровье каждый день», ориентированная на детей старшего дошкольного возраста и направленная на формированию ценностного отношения к здоровью через игровую деятельность, выработке привычки к регулярному применению общеразвивающих упражнений в образовательной и совместной деятельности. В результате внедрения данной программы возрос интерес к физической культуре, увеличилась двигательная активность детей в течение дня, прослеживается рост посещаемости дошкольников (в 2020 – 70%, в 2021 – 81%, а также снижение заболеваемости до 5,2%.
Для решения оздоравливающих задач также активно применяю детско-взрослую проектную деятельность. Разработанный и реализованный мини-проект «Белоснежная улыбка» дал детям младшего дошкольного возраста и их родителям представление о необходимости соблюдения личной гигиены, актуализировал данную проблему для родителей, способствовал соблюдению детьми культурно-гигиенических навыков и выработке привычки ухаживать за полостью рта. Мини-проект природоохранной направленности «Лесные дары» способствовал расширению представлений старших дошкольников о лекарственных растениях и их применению.
Проектная деятельность создала условия для появления дошкольниками познавательной активности и более качественному овладению детьми образовательной деятельности.
При организации детской деятельности подбираю и систематизирую игры, пособия, литературу в комплексе использую занимательный материал, направленный на физическое развитие и оздоровление, организую разнообразные формы детской динамической активности.
В связи с этим в группе имеется центр «Здоровячек» где располагается оборудование для физической активности, картотека подвижных игр и игровых упражнений, применяемые в ходе режимных моментов.
Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников использую проектную деятельность, анкетирование, совместные выставки творческих работ, открытые просмотры занятий, проведение совместных спортивных праздников, конкурсов («Юные богатыри», «Мама, папа я - спортивная семья», «Осенние дары», «Мамочка моя»). Консультирую по вопросам обучения, воспитания и развития конкретного ребёнка. Организую беседы («За чашкой чая», тематические групповые консультации («Нетрадиционные методы оздоровления», «Организация двигательного режима», провожу мастер-классы («Что такое витамины и где их найти», «Пальчиками играем – речь развиваем», «Подвижные народные игры», активно использую наглядные средства стендовой информации («Наши новости», «Зарядка в кругу семьи», буклеты («Организация двигательного режима»). В результате анкетирования родителей моих воспитанников отмечается большая степень удовлетворённости (в 2020г. - 76%, в 2021г. - 89%).
Детский сад удачно расположен в экологически чистом районе – лесная зона, низкая загазованность воздуха. Данные ресурсы сыграли значительную роль при организации здоровьесберегающего направления в работе с педагогами в форме оздоровительного клуба для педагогов «В поисках здоровья». В рамках данного клуба регулярно проводится работа по повышению двигательной активности, шуточные соревновательные конкурсы, эстафеты (лучший грибник, знаток лекарственных трав, практикуется в выходные дни лыжные прогулки сотрудников МБДОУ по лесу (являюсь организатором данной акции). В результате произошли положительные динамические изменения в самочувствии педагогов, сотрудники отмечают снижение утомляемости и усталости, повышение жизненного тонуса, желания осуществлять профессиональную деятельность, а также отмечается улучшение психологического микроклимата, положительного эмоционального фона в коллективе.
Уделяю большое внимание профессиональному и личностному росту. В тесном сотрудничестве работаю со старшим воспитателем, педагогом-психологом над созданием образовательной программы МБДОУ с учётом ФГОС ДО. Регулярно выступаю на педагогических советах: «Организация утренней гимнастики», «Игры и упражнения для физического развития дошкольников»; делюсь опытом работы по здоровьесбереженю с коллегами города на курсах повышения квалификации.
Проблемы в моей работе, как и в работе других воспитателей, заключаются в недостаточном уровне родителей осознания своей роли в воспитании ребёнка, в стремлении перенести груз ответственности за детей на детские сады, школы и больницы. Исходя из чего вижу перспективой моей дальнейшей деятельности в усилении работы с родителями по повышению уровня педагогической грамотности и осознанности. В направлении работы с детьми по физическому развитию и оздоровлению планирую углубить данную тему в плане более широкого использования современных информационных технологий в образовательной деятельности