Папки-передвижки

Заучивание стихов в детском саду

марина архипова
Заучивание стихов в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Методические требования к заучиванию стихов

Требования к отбору поэтических произведений

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

2-я младшая группа

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

1)простота и четкость ритма;

2)краткость самого стишка и отдельных строк;

3)простота и ясность знакомых детям образов;

Публикация «Заучивание стихов в детском саду» размещена в разделах

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается «предметностью», то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами.

Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.

По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте

Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

Старший дошкольный возраст

В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (2-4 четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза").

В подготовительной к школе группе вводятся для заучивания басни И. А. Крылова ("Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука"). Детям еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов.

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка.

- Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые,

- Спокойным - размеренные, плавные.

- Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).

- Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

- Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ребенку необходимо понять технику запоминания.

Методика заучивания стихов

1. Заучивание обычно строится по плану:

Вступительная небольшая беседа воспитателя;

Чтение воспитателем всего текста,

Смысловой разбор по частям-четверостишиям.

Словарная работа. Пояснение или объяснение незнакомых, непонятных слов, речевых оборотов (Горит (как может гореть флажок, почему так говорят) на солнышке флажок)

Повторное чтение

Чтение по частям (в случае, если больше 2 четверостиший) и повтор 2-3 ребёнка с постепенным увеличением объёма.

Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

2. Заучивание стихов на разных возрастных этапах

2-я младшая группа

- Моменты игрового действия облегчают процесс заучивания стихотворения.

небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

- У детей еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, не ставится задача запомнить стихотворение - стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.

Средняя группа

- Продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

- Заучивание стихов проводится как часть НОД по развитию речи или в совместной, деятельности, где ставится задача запомнить произведение.

Старший дошкольный возраст

- Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

3. Не рекомендуется заучивать стихи хором!т. к. :

- искажается или пропадает смысл стихотворения,

- пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными,

- хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести,

- часто искажаются окончания слов,

- у детей быстрое утомление от шума.

- дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого, бессмысленного чтения.

- Не следует требовать полного запоминания стихотворения сразу. Для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

- Для упрощения заучивания стихотворного текста удобно в любом возрастной группе пользоваться приёмом сопровождения или подсказки жестом, действием, мимикой.

4. Приемы обучения выразительному чтению стихов

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа, музыка, иллюстрации);

2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем (таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности);

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

6. Досказывание детьми рифмующегося слова;

7. Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

8. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

9. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

10. Воспроизведение игровых стихов методом игры-драматизации ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)

11. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Примерный список произведений для заучивания

2-я младшая группа

. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» — рус. нар. песенки;

А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); а. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).

Средняя группа

«Дед хотел уху сварить.», «ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; а. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой

Старшая группа

«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Подготовительная к школе группа

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Аппликация в детском садуАппликация в детском саду Представление о красивом складывается у каждого с детства постепенно. Труд, нравственность и красота неразрывно. Начиная со старшей группы.

Зимний сад в детском садуЗимний сад в детском саду Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для развития и воспитания экологической культуры ребенка. В детском саду «Улыбка» взрослые.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисованиеСтихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицЗаучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц О мнемотехнике я думаю знают многие, публикации есть у меня на страничке, поэтому я не буду останавливаться на понятиях. Начала я использовать.

Заучивание стихотворения методом пиктограммЗаучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой "Дивное царство"и "Бабушкины сказки". В преддверие нового года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заучивание стихов в детском саду
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 15:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Заучивание стихов в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем марина архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД