марина архипова
Заучивание стихов в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методические требования к заучиванию стихов
Требования к отбору поэтических произведений
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
2-я младшая группа
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:
1)простота и четкость ритма;
2)краткость самого стишка и отдельных строк;
3)простота и ясность знакомых детям образов;
Публикация «Заучивание стихов в детском саду» размещена в разделах
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается «предметностью», то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами.
Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.
По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте
Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
Старший дошкольный возраст
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (2-4 четверостишия) с эпитетами и метафорами.
Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза").
В подготовительной к школе группе вводятся для заучивания басни И. А. Крылова ("Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука"). Детям еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.
Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов.
Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка.
- Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые,
- Спокойным - размеренные, плавные.
- Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).
- Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
- Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ребенку необходимо понять технику запоминания.
Методика заучивания стихов
1. Заучивание обычно строится по плану:
Вступительная небольшая беседа воспитателя;
Чтение воспитателем всего текста,
Смысловой разбор по частям-четверостишиям.
Словарная работа. Пояснение или объяснение незнакомых, непонятных слов, речевых оборотов (Горит (как может гореть флажок, почему так говорят) на солнышке флажок)
Повторное чтение
Чтение по частям (в случае, если больше 2 четверостиший) и повтор 2-3 ребёнка с постепенным увеличением объёма.
Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,
Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
2. Заучивание стихов на разных возрастных этапах
2-я младшая группа
- Моменты игрового действия облегчают процесс заучивания стихотворения.
небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
- У детей еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, не ставится задача запомнить стихотворение - стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.
Средняя группа
- Продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
- Заучивание стихов проводится как часть НОД по развитию речи или в совместной, деятельности, где ставится задача запомнить произведение.
Старший дошкольный возраст
- Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
3. Не рекомендуется заучивать стихи хором!т. к. :
- искажается или пропадает смысл стихотворения,
- пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными,
- хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести,
- часто искажаются окончания слов,
- у детей быстрое утомление от шума.
- дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого, бессмысленного чтения.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения сразу. Для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- Для упрощения заучивания стихотворного текста удобно в любом возрастной группе пользоваться приёмом сопровождения или подсказки жестом, действием, мимикой.
4. Приемы обучения выразительному чтению стихов
1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа, музыка, иллюстрации);
2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем (таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности);
3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
6. Досказывание детьми рифмующегося слова;
7. Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме
8. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
9. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
10. Воспроизведение игровых стихов методом игры-драматизации ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)
11. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.
Примерный список произведений для заучивания
2-я младшая группа
. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» — рус. нар. песенки;
А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); а. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).
Средняя группа
«Дед хотел уху сварить.», «ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; а. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой
Старшая группа
«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».
Подготовительная к школе группа
Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»