Анна Кравченко
Заучивание стихотворений с дошкольниками. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №32
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему: «Методы и приемы заучивания стихотворений»
Выполнила воспитатель:
Кравченко Анна Сергеевна
2016 г.
Публикация «Заучивание стихотворений с дошкольниками, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связанно с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания – нет результативной деятельности.
Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Необходимо задействовать разные виды памяти: зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, эмоциональную. Нужно не забывать, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две основные задачи:
1) Добиваться, чтобы все дети запомнили стихотворение;
2) Добиваться выразительности при прочтения стихотворения.
Так же существует еще ряд не мало важных задач:
• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
• помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
• обеспечить запоминание,
• научить выразительно читать перед слушателями,
• воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных методов и приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
В младшей группе перед детьми не ставиться задача выучить стихи, так как ребенок этого возраста не способен понимать учебную задачу – выучить что-либо путем произвольного запоминания. Если же воспитатель с помощью разнообразных игровых приемов многократно повторяет стихотворение, то дети, играя, непроизвольно запоминают текст.
Перед детьми среднего и старшего возраста воспитатель ставит задачу выучить стихотворение.
Как в этих группах проводится занятие по заучиванию стихотворений?
1) В начале занятия нужно вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения, например, задать детям вопрос, связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения.
2) Затем воспитатель читает стихотворение наизусть.
3) После первого прочтения проводится беседа по содержанию, словарная работа над непонятными и новыми словами.
4) Дети предупреждаются о том, что стихотворение они будут заучивать наизусть.
5) Воспитатель читает стихотворение несколько раз, затем вызывая детей по одному повторить стихотворение.
В первую очередь воспитатель обращается к тем, кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, а затем к другим детям. Такое индивидуальное чтение проходит с помощью воспитателя. В последующие дни на ближайших занятиях нужно уделять минут десять повторению вновь заучиваемого стихотворения, спрашивать тех, кто еще не был вызван. Таким путем воспитатель добивается запоминания стихотворения каждым ребенком.
Методы и приемы. (слайды)
1. Рисуем стихотворение.
Сначала подбираем нужное «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать, выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сейчас мы будем стихотворение рисовать! И тогда ты его хорошо запомнишь. Хочешь попробовать? Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
2. Изображаем в действии.
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения.
3. Показываем стихи.
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, «театр игрушек». Взрослый «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы ребенок смог повторить.
По ходу чтения взрослый выставляет на стол игрушки или нужные предметы. Затем убирает их в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.
4. Играем стихи.
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.
5. Используем один рисунок.
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек., прибауток. При рассматривании рисунка взрослый вместе с ребенком несколько раз повторяет слова и строчки из текста. Взрослый показывает яркий рисунок, и затем задает вопросы к нему.
6. Используем серию картинок.
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей. Этот метод особенно эффективен для детей с речевыми недостатками, с отклонением в развитии психических процессов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизволный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.
Сначала подбираем стихотворение и рисунки к нему (желательно по одному рисунку на строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми.
7. Считаем.
Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении очень привлекает детей. Суть заучивания – в многократности повтора, которые не утомляют детей, а доставляют радость. Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, используют их перед сном, говоря шепотом.
8. «Вопрос-ответ». Этот метод используется для заучивания сложных текстов стихотворений. Воспитатель читает строчку с вопросом – дети отвечают утвердительно.
«МОЙ ПАПА»
Мой папа сильный и большой,
Он для меня такой родной.
Смешинки добрые в глазах,
Меня он носит на плечах!
Мне с папой очень интересно,
Поступать он учит честно
Везде во всем, всегда-всегда,
Чтоб не стыдиться НИКОГДА!
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. При разучивании стихотворений совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».