Галина Гунина
Заседание семейного клуба на тему «Игры нашего детства»
▼ Скачать +Заказ
Цель: расширять знание родителей об особенностях и значении подвижной игры для ребенка.
Задачи:
1. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
2. Приобщать к игре ребенка в условиях семьи.
3. Развитие навыков группового взаимодействия.
4. Познакомить родителей с играми, в которые можно играть с ребенком.
5. Воспитание познавательного интереса к освещаемой теме.
Форма проведения: семинар- практикум
Публикация «Заседание семейного клуба на тему „Игры нашего детства“» размещена в разделах
Методические приемы: беседа, игры, анкетирование, анализ результатов.
Предварительная работа: составление приглашение родителям с описанием значимости семинара, подготовка зала для проведения занятия, подготовка анкет и рекомендаций родителям.
Оборудование: памятки родителям, анкеты, предметы для игр (мячи, муз. сопровождение для игр (нужна любая веселая музыка, желательно народная (например, «Ах вы сени, мои сени!», заставка с высказыванием В. А. Сухомлинского: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
План-структура семинара
1. Вводная часть (приветствие, разминка).
2. Основная часть (сообщение, «Игры нашего детства», народные игры).
3. Заключительная часть (мини-анкетирование, рекомендации (памятки родителям).
Ход семинара-практикума
I. Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Мы рады вас приветствовать на семинаре-практикуме «Игры нашего детства».
Где купить путёвку в детство?
Чтобы детям показать…
Как же было интересно
Во дворе толпой гулять.
Жгли костры, играли в прятки,
пеленали всех котов.
Мы играли в наши игры -
в продавцов и докторов.
На скакалке мы скакали
И гоняли «лисопед»
Жаль, конечно, в наше время,
ДЕТСТВО - это ИНТЕРНЕТ…
Круг объятий – педагог - психолог
/
А сейчас небольшая разминка /
Музыкальная игра «Угадай мелодию».
II. Основная часть
Итак, уважаемые гости, сегодня мы с вами знакомимся, вместе играем и получаем результат.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Сегодня у нас встреча посвящена детской игре. Казалось бы, это тема достаточно изучена и педагогами, и психологами, но почему-то, растет процент детей, не желающих или не умеющих играть Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Но их хорошо знают родители, дедушки и бабушки. Компьютерные игры, телевизоры, телефоны, планшеты заменили радость живого общения. Обидно, когда игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть. А ведь Те самые игры, учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали ребенку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.
Игры с родителями — неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей.
А для того, чтобы возродить игру и дать ей вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти самые игры, тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старшего поколения к младшему. При этом важно организовывать детей на игру и поиграть вместе с ними.
- Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, в какие игры вы играли в детстве? «Чай-чай-выручай!». «Хали-хало», «Казаки-разбойники» «Резиночка» «Море волнуется раз», Вышибалы «Колечко-колечко», цепи кованые
«Глухой телефон», «Классики», «Салки», «Казаки-разбойники», «Съедобное-несъедобное» и другие). А Вы помните правила этой игры? А теперь давайте поиграем!
Игра «Колечко-колечко».
Присказку «колечко-колечко, выйди на крылечко», наверняка много кто помнит, но уже не все понимают, откуда она пошла. «Колечком» в игре может служить любой мелкий предмет, главное, чтобы он без труда помещался в руку.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в закрытых ладонях, пуговицу или колечко. Задача водящего — обходя всех участников, незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Я садовником родился.
Правила игры.
Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т. д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
«Секретики» в коробочках, которые мы закапывали во дворах, были самым что ни на есть настоящим счастьем. И это абсолютно точно. Помните, с каким радостным нетерпением выкапывалась ямка? С каким благоговением складывались туда конфетные обертки, фольга, цветочные лепестки и листья, ягоды рябины, кусочки пластмассы и прочая очень важная и нужная дребедень? А потом все это великолепие торжественно закрывалось осколком стекла и засыпалось землей. Самым главным было запомнить место захоронения «клада», чтобы через некоторое время выкопать «секретик» с таким трепетом и восторгом, будто это самое настоящее сокровище. И как горько становилось, если клада на месте не оказывалось. Это вездесущие мальчишки выслеживали наши тайники и проводили несанкционированные раскопки. А сколько таких «секретиков» было забыто и выкапывалось иногда через год, а порой навсегда оставалось в земле! Расскажите малышу об этом увлекательном занятии. Как доверялись «секретики» только самым близким друзьям, как загадочно просвечивались через стеклышко несметные сокровища. А может, вы вместе закопаете такой «секретик» в укромном месте двора или на даче как самые лучшие друзья? Малышу непременно захочется поделиться тайной с кем-нибудь из своих друзей. А те, в свою очередь, соорудят и свои тайники.
У этой простой игры, для которой хватает даже школьной перемены, есть множество вариаций. Вместо цветов можно загадывать песни, города, названия мультфильмов, да все что угодно – выбор ограничен только фантазией.
Игра «ЦВЕТА (ЦВЕТА-ПЕРЕБЕГАЛА, СВЕТОФОР)»
Как играть
Участники (от четырех человек) выбирают одного водящего. Он встает в центре площадки, спиной к остальным, и называет любой цвет. Игроки ищут, есть ли этот цвет на них (в предметах одежды, обуви, заколках, игрушках, чаще всего «считается» даже цвет глаз и волос). Если цвет успешно найден, нужно, держась за вещь, на которой обнаружили нужный цвет, перейти на другую сторону.
Если же вы тщательно осмотрели себя и убедились, что нужного цвета на вас нет, усыпите бдительность водящего и перебегайте. Тот, в свою очередь, должен успеть перехватить и осалить перебегающего. В случае успеха горе-перебежчик становится водящим.
У этой игры, как и у других, существуют свои хитрости. Например, участники могут помогать друг другу. Так, если у одного есть несколько вещей подходящего цвета, одну он может использовать сам, а взяться за вторую позволит товарищу.
А сейчас музыкальная пауза.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ» - Нехорошева Л. В.
Игра «Съедобное –несъедобное»
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать
- Отлично поиграли! Давайте похлопаем друг другу!
Крестики-нолики
Игра «КЛАССИКИ»
Еще одна известная почти всем игра – «прыгалка». Наверняка вы помните расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.
Кстати, говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века, а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в классики играли, в основном, мальчики.
Как играть:
На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т. д.).
Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.
По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом - левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом - двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.
После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.
Как играть: Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри! Пока он говорит, участники двигаются, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре и изобразить ее в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Игра «Тише едешь – дальше будешь»
Активная игра отлично подходит для компании дошкольников 4-7 лет или учеников начальных классов. Подвижная забава известна очень давно, и ее название даже вошло в поговорку. Узнайте, как правильно организовать веселое развлечение, и смело включайтесь в процесс!
Цель
Ребята должны как можно быстрее преодолеть расстояние от одной линии до другой, но сделать это незаметно для водящего. Выигрывает тот, кто раньше других достигнет линии и коснется командующего.
Ход
Участвовать могут от 5 до 25 человек. Вначале находят просторную ровную площадку и очерчивают ее двумя линиями. Дистанция, которую предстоит перебегать, зависит от размеров площадки. Желательно, чтобы она была больше 10 м.
После того как подготовка территории завершена, с помощью считалки или жребия назначают ведущего. Он становится за линию и поворачивается спиной к полю. Остальные уходят за полосу на другом конце периметра. Чтобы водящий не подглядывал, ему надевают повязку на глаза.
Ведущий говорит: «Тише едешь – дальше будешь!». Чтобы запутать собравшихся, он может произносить эту фразу по-разному: повторять слова несколько раз, тараторить или намеренно растягивать предложение. В то время, когда водящий говорит, остальные дети бегут, стараясь быстрее добраться до противоположного конца площадки.
На слове «стоп» они обязаны замереть на месте. Если, обернувшись, наблюдатель заметит движение кого-либо, он возвращает этого игрока за стартовую линию.
Новым ведущим становится победитель
Развлечение развивает ловкость, быстроту, скорость реакции, сообразительность и внимательность. Оно укрепляет дружеские связи между детьми и позволяет им преодолеть робость и застенчивость. Здесь не нужно дорогих приспособлений и инвентаря, игру легко организовать во дворе, на опушке леса, на даче или в детском лагере. Во время беготни так много задора, что ни один ребенок не остается в стороне!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЛАВАТА»
III. Заключительная часть
- Уважаемые родители!
Пожалуйста, чаще играйте с детьми! Передавайте им свой опыт. Помните, что для ребенка игра — это единственный способ освободится от роли ребенка, оставаясь ребенком, так же как и для взрослого, единственный способ, снова стать детьми, оставаясь взрослыми. Желаем вам оставаться всегда молодыми и всегда быть в хорошем настроении!
Благодарим вас за то, что нашли время, чтобы прийти к нам сегодня!
- А теперь попрошу родителей пройти письменное мини-анкетирование, ответить на несколько вопросов.
Раздать родителям анкеты, подготовленные заранее (см. в приложении)
А ребят рассказать, что им больше всего понравилось или не понравилось сегодня.
- Спасибо всем большое!
Вручить памятки родителям До новых встреч
Приложение 1
Памятка для родителей
И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе!
Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
Ваше участие в детской игре – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должны быть естественным и желанным.
Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.
Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.
Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не проходит бесследно. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Играйте с детьми как можно чаще!
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей. Просим вас ответить на вопросы анкеты как можно точнее и конкретнее.
1. Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?
1. смотреть телевизор
2. гулять на улице
3. играть с игрушками
4. играть в компьютерные игры
5. другое___
2. Есть ли у Вашего ребенка любимая игра?
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
3. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
1. Настольно – печатные
2. Подвижные
3. Сюжетно-ролевые
4. Дидактические
5. Театрализованные
4. Играете ли Вы с ребенком дома?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
4. Ребенок самостоятельно организует игры
5. Назовите последнюю игру, в которую Вы играли всей семьей
___
6. Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
7. Откуда, на ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?
1. Из наблюдений
2. Из мультфильмов
3. Из книг
4. Другое
8. Считаете ли Вы, что совместная игра с ребенком воспитывает у него качества необходимые в будущем?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
9. Часто ли Вы, на просьбу ребенка поиграть с ним, предлагаете ему игру на компьютере?
1. Часто
2. Всегда
3. Иногда
4. Не бывает таких случаев
10. Бывают ли у Вас в семье такая ситуация, когда ребенок хочет поиграть в какую-нибудь компьютерную игру, а Вы увлекаете его игрой из своего детства?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
11. Какие эмоции испытывает ребенок от совместной игры с Вами?
1. Положительные
2. Отрицательные
3. Не знаю, не играем в совместные игры
Благодарим за сотрудничество!