Елена Исаева
Запуск речи у неговорящих детей: когда это нужно
▼ Скачать + Заказать документы
Запуск речи у неговорящих детей — процесс, направленный на стимуляцию речи у детей, у которых речь не соответствует нормам или вообще отсутствует. Целью запуска речи является помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.
Этапы речевого развития у детей :
Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов.
Темочки:
Первый этап – предречевой период, начинается примерно в 2-3 месяца. В этот период младенцы начинают издавать звуки, кричать, использовать жесты и мимику.
Второй этап – период произношения звуков, начинается примерно в 6 месяцев. Дети начинают произносить и повторять одинаковые слоги, например, «гы», «ля», «га». Это начальный этап формирования речи.
Третий этап – период односложных слов, начинается примерно в 12 месяцев. Дети начинают говорить и понимать простые слова, например, «мама», «дай», «нельзя».
Четвертый этап – период двусложных слов и фраз, начинается примерно в 1,5-2 года. Дети начинают комбинировать несколько слов, чтобы выразить то, что они хотят, например, «дай машинку», «мишка поел».
Пятый этап – период грамматического развития, начинается примерно в 2-3 года. Дети начинают говорить более длинными фразами, но их речь может быть нескладной.
Шестой этап – развитие словарного запаса и связной речи, происходит после 3-4 лет. Дети начинают разговаривать сложными предложениями и рассказывать истории.
Когда требуется запуск речи?
Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка задержки в развитии речи, стоит обращать внимание не только на соответствие его речи нормам развития, но и на другие признаки: на то, как ребенок взаимодействует с окружающими, нет ли у него трудностей в общении, понимает ли он вопросы, которые ему задают, хватает ли ему словарного запаса для общения со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией к логопеду или дефектологу.
Особое внимание надо обратить на следующие признаки задержки в речевом развитии:
Если в возрасте 2 месяцев ребенок редко издает звуки и не кричит.
Если в возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет звуки.
Если в возрасте 7-8 месяцев ребенок не реагирует на голоса родителей.
Если в возрасте 10 месяцев ребенок не начинает лепетать.
Если в возрасте 2 лет ребенок не понимает, что его спрашивают, не говорит или использует всего 10-20 слов.
Если в возрасте 3 лет ребенок почти не говорит, его словарный запас состоит всего из 50 слов или его речь трудно понять.