александра сорокина
Экскурсия в краеведческий музей «Заповедными тропами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия - экскурсия в краеведческий музей
«Заповедными тропами»
«Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного
находим».
Цель:
ознакомление детей с удивительным миром природы Воронежского края;
Публикация «Экскурсия в краеведческий музей „Заповедными тропами“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
стремление хранить и приумножать его историю.
Задачи:
дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;
закрепить понятия «музей», «исторические источники»;
расширить и углубить знания воспитанников об обитателях лесов и водоемов в заповедниках Воронежской области;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
систематизировать обобщать знания детей об обитателях лесов и водоемов;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем на экскурсию в наш краеведческий музей, где познакомимся с историей нашего края и города.
В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена.
Кто из вас был в музее?
Что означает слово «музей»?
Музей- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью. В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.
- Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.
1. Удивительный мир природы и животный мир Воронежского края, начнем наше путешествие!
Растительный мир Воронежской области
На просторах Русской равнины раскинулся живописный край — Воронежская область. Умеренно-континентальный климат, господствующий в этих краях, позволяет не только насладиться летним зноем, но и полюбоваться на заснеженные степи региона, уходящие за горизонт. Эти степи преимущественно покрыты непроходимыми зарослями кустарника. Тёрн, дереза и степная вишня опутывают путешественника своими мощными сетями, через которые проберётся не каждый смелый исследователь.
Территория Воронежской области почти поровну поделена двумя природными зонами. Наличие тех или иных растений определяется тем, какую зону мы рассматриваем, степную, или лесостепную. Большая часть территорий занята лесостепной зоной. Когда-то, в незапамятные времена, человек не обладал столь широкими возможностями изменения окружающего мира, как это происходит сейчас.
Около 250 лет назад леса занимали половину всех территорий региона. Ныне же площадь лесов составляет всего лишь 8 процентов от общей площади. Леса большей частью представлены крупными лесными массивами. Это в основном дубравы, занимающие собой почти половину площади всех областных лесов. Больше всего в дубравах растут такие деревья, как дуб черешчатый и липа мелколистная.
Ещё в старинных дубравах произрастают остролистные клёны, ясень обыкновенный и два вида вяза — гладкий и шершавый. Остальную часть лесостепной зоны занимают сосновые боры, покрывающие собою около 24 процентов от общей площади лесов, а также искусственные насаждения, занимающие 30 процентов площади. Сосновые боры обычно имеют примеси берёзы, осины и дуба. Иногда встречаются черноольшанники и тополевые рощи. Растение степной зоны, это чаще всего ковыль, к тому же встречаются разнотравные участки. Болотистые местности представлены осокой, тростником, клюквой. Встречаются и такие травы, как рогоза, камыш. Весьма распространены сфагновые мхи.
Животный мир Воронежской области
Зоогеографические зоны области так же, как и в случае с растительными, подразделяются на степную и лесостепную. Животный мир насчитывает порядка 70 видов млекопитающих. В лесной зоне водятся белки, ежи, лисицы, а также еноты, олени и кабаны. В луговых и болотных природных комплексах можно встретить ондатр и бобров. Особенно стоит выделить тот факт, что в этом комплексе обитает выхухоль, популяция которой находится на грани вымирания и занесена в Красную книгу.
В Воронежской области обитает около 290 видов птиц. В лесах это вороны, сойки, иволги. Ещё можно назвать таких птиц, как дятел, кукушка и сова. На луговых и болотных землях довольно часто встречаются утки, серые цапли, кулики и коростели. Встречаются и птицы, занесённые в Красную книгу России, например, дрофа, орлан-белохвост и беркут. Земноводных на территории региона примерно 10 видов. В лесах водятся зелёные жабы, лесные лягушки и чесночницы. На лугах и в болотных зонах встречаются тритоны и остромордые лягушки. Присутствуют в Воронежской области и пресмыкающиеся.
Лесные зоны изобилуют ящерицами и гадюками, а также в лесах обитают обыкновенные ужи. В луговых и болотных зонах селятся болотные черепахи. Как видно из этого внушительного списка, животный мир Воронежской области богат и многообразен. А когда-то, в древние времена, территорию области населяли даже мамонты и шерстистые носороги, останки которых до сих пор находят археологи.
Воспитатель: — У нас с вами одна Родина — наша страна, которая называется…Россия
Подойдите, пожалуйста, к карте. Покажите на ней нашу страну-Россию.
Обратите внимание на то, какая наша страна огромная, богатая
-Чем она богата? (ответы детей)
-На территории нашей страны много, лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым, степей и гор, обозначенных (желты и коричневым цветом, рек и морей обозначенных синим цветом. Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ, железная руда, золото, серебро и. т. д.) А так же много городов, поселков и деревень.
-Все мы с вами любим свою Родину. Русский народ сложил о ней много песен, сказок, пословиц и поговорок.
Мы с вами тоже слушали и пели песни о Родине, читали русские народные сказки, учили пословицы и поговорки.
-Какие вы знаете песни о нашей стране? («Широка страна моя родная» и др.)
— А кто помнит пословицы о Родине?
1. Родина любимая, что мать родимая
2. Человек без Родины, что соловей без песен
3. Родина-мать, умей за нее постоять
4. Жить — Родине служить
5. На чужой сторонушке и весна не красна.
Воспитатель: — Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля.
И где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, ты всегда будешь вспоминать свой родной край. И как сказал поэт Николай Ярков:
-Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется светлей
Там радостней весна златая.
Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека.
-Конечно же, есть такой край и для нас с вами, и называется он город Воронеж.
На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.