Цурикова Юлия Андреевна
Консультация «Запоминать стихотворения — легко и интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: мнемоника, мнемотехника, развитие речи, педагог, дети, стихотворение, память.
Заложить основы для гармоничного развития личности маленького человека - вот главная задача педагога в детском саду. [5] Художественная литература, а особенно поэзия, неоценимый помощник в решении этой задачи. Она является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Кроме того, любовь к художественному слову, привитая в детстве, останется с человеком на всю жизнь. [2]
Публикация «Консультация „Запоминать стихотворения — легко и интересно“» размещена в разделах
Поэтические произведения воспринимаются детьми легче, потому что вызывают эмоциональный отклик. Заучивая и читая стихи, дети улавливают созвучность, мелодичность речи, овладевают средствами звуковой выразительности: тоном, тембром, темпом, силой голоса и интонацией, вырабатывают четкую дикцию.
Некоторые особенности детского восприятия облегчают процесс запоминания стихотворений и понимания поэзии. Например, любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Но этих качеств сознания ребёнка самих по себе недостаточно и на помощь здесь приходит МНЕМОНИКА (или мнемотехника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. [3]
Главное место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить. [5] Но для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, потому что основной опорой запоминания являются не искусственные, а, осмысленные логически оправданные связи внутри того, что запоминается, и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что посредниками для запоминания становятся изображения предметов.
Поначалу педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучение дети заполняют таблицу самостоятельно. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток. Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки рисунками. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, и с её помощью он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.
Такой приём-использование опорных рисунков, сведённых в таблицу увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Эта методика имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.
Описание методики
Выберите стихотворение, которое хотите выучить с ребенком.
Разделите мысленно стихотворение на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. Прочитайте стихотворение и для каждого блока нарисуйте ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. И чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться простой и понятной картинкой.
После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Этапы работы над стихотворением
Выразительно прочтите стихотворение детям.
Сообщите, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
Еще раз прочтите стихотворение, уже с опорой на мнемотаблицу.
Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выясните слова, непонятные детям, объясните их значение в доступной форме.
Прочтите отдельно каждую строчку стихотворения. Пусть дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Работать с мнемотаблицами можно начинать уже в младшем возрасте, использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
Мнемотаблицы-схемы так же можно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок,
Для изготовления картинок не требуются особые художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнить - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше дети научатся рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовятся к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. [6]
Список источников и литературы:
1. Акименко В. М. - журнал “Логопед" №1, 2005г
2. Акименко В. М. "Новые логопедические технологии", 2009г.
3. Глухов В. П. “О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР”, Дефектология, 1900
4. Ефименкова Л. Н. “Формирование речи у дошкольников”, 1985г. ;
5. Новиковская О. А. "Развитие звуковой культуры речи у дошкольников", 2002г.
6. Ткаченко Т. А. - журнал “Дошкольное воспитание” №10, 1990г;