Анна Винтёнкина
Конспект занятия «Заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Заповедники родного края»
Подготовительная к школе группа
Описание: данный конспект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с заповедниками. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - заповедниках, расположенных в округе.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Публикация «Конспект занятия „Заповедник“» размещена в разделах
Задачи: Образовательные: - познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории. Кроноцкий; - сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
- закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
- воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1. Беседа «Знакомство с заповедником Камчатки»;
2. Беседа «О том, что такое Красная книга», просмотр презентации «Красная книга России»;
3. Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес»;
4. Рисование знак леса
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мы шагаем»,
слайд-заставки «Природа Камчатки»
Оборудование:
- рассказ Н. Сладкова «Друг или враг»;
- аудиозапись с пением птиц.
Ход НОД 1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же… Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники. Для того чтобы сохранить нашу природу у нас есть заповедники. А вы знаете что такое заповедник? Воспитатель: -Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
(Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Ребята, Я ВАМ прочту стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, а кто знает как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. И сколько у тебя загадок и чудес!
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете какие нибудь заповедники России? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский, Кроноцкий,Быстринский).
- Самый большой заповедник России? (называется Большой Арктический)
2. Основная часть.
- Ребята, как называется наш край, в котором мы живём? (Камчатский край)
И на территории нашего края тоже есть заповедник. (Кроноцкий)
Сегодня с ним я вас познакомлю.
Рассказ о заповеднике. Один из старейших заповедников России. Как государственный образован в 1934 году на месте существовавшего с 1882 года Соболиного заповедника. Кроноцкий государственный заповедник расположен в восточной части полуострова Камчатка и занимает очень большую площадь. Здесь расположены 8 действующих вулканов, высочайшим из которых является Кроноцкая Сопка (3528 м, термальные озера, знаменитая Долина гейзеров, водопады. Основную часть территории заповедника занимают леса из каменной берёзы (березы Эрмана, в верхних частях склонов гор распространены заросли кедрового и ольхового стланика. В бассейне Кроноцкого озера распространены хвойные леса из лиственницы. млекопитающих в заповеднике водятся бурый медведь, дикий северный олень, лось, снежный баран, рысь, лисица, росомаха, соболь, горностай, ласка, белка, черношапочный сурок, американский суслик, северная пищуха, полевки, бурозубки и др. Рукокрылые представлены 2 видами — ночницей Брандта и северным кожаном. В реки заповедника заходят на нерест тихоокеанские лососи — горбуша, кета, чавыча, кижуч, нерка. Рептилии отсутствуют, земноводных всего 1 вид — сибирский углозуб. На побережье Кроноцкого залива располагаются лежбища сивучей. В окружающих водах водится множество видов китов — серый кит, японский гладкий кит, косатки, морские свиньи, а также тюлени и морские выдры — каланы.
Наиболее важна роль заповедника в сохранении бурого медведя: здесь обитает крупнейшая в России охраняемая дикая популяция этих животных (более 800 особей, что обеспечивает их стабильную сохранность на полуострове. Местные медведи потенциально агрессивны, поэтому при себе всегда необходимо иметь оружие.
Камчатский подвид северного оленя — один из самых крупных в мире и в настоящее время сохранился только на территории заповедника. Судьба этого вида сильно зависит от сохранности популяции на заповедной территории. Камчатку населяет особая горно-тундровая форма животных, которая приспособилась к обитанию в условиях горно-вулканических районов полуострова. Долина гейзеров — одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии. Представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 км2 находятся многочисленные выходы гейзеров и горячих источников, грязевые котлы, термальные площадки, водопады и озёра. Кальдера вулкана Узон — уникальный район комплексного проявления современных геологических и микробиологических процессов: термальные источники и водоёмы создают необычные условия для развития термофильных организмов. Кроноцкая сопка — действующий вулкан высотой 3528 м. Кратер заполнен экструзивной пробкой, имеются фумаролы (особенно активная их деятельность отмечена в 1923). Извержения вулкана редки. Озеро Кроноцкое — самое крупное пресноводное озеро Камчатки. В озере обитает пресноводная форма нерки (кокани) и три эндемичных вида горных гольцов. Роща пихты грациозной — участок темнохвойного леса, образованного эндемиком Камчатки — пихтой грациозной, площадью всего около 20 га в нижнем течении реки Новый Семячик, в 4 км от побережья Тихого океана.
Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.
Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нё м:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!
Воспитатель:
- стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Воспитатель:
- Ребята в России есть особая книга, куда занесены редкие и исчезающие животные, птицы. КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ КТО ЗНАЕТ? КРАСНАЯ КНИГА. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. В КРАСНУЮ КНИГУ ЗАНЕСЕНЫ - ответы
Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
3. Итог занятия.
- Ребята, с каким заповедником нашего округа мы с вами сегодня познакомились?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось?