Наталья Макаркина
Занятие «Времена года в музыке П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
ВРЕМЕНА ГОДА В МУЗЫКЕ ЧАЙКОВСКОГО.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- пробуждать у детей положительные эмоции;
- развивать творческое воображение, учить сопереживать;
- учить выражать свои чувства словами, обогащать словарный запас музыкальными терминами
- прививать детям любовь к классическому наследию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет П. И. Чайковского
Публикация «Занятие „Времена года в музыке П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- репродукции картин «Голубая весна» Бакшеева, «Зеленый шум» Рылова, «Березовая роща» Куинджи, «Сосны, освещенные светом» Шишкина, «Золотая осень» Левитана, «Золотая осень» Поленова, «Аллея в Жуковке» Коровина, «Первый снег»
- мишура для танца снежинок.
Ход ЗАНЯТИЯ
- Дети, посмотрите на этот портрет. Да, это Петр Ильич Чайковский. С его музыкой вы давно знакомы. Недавно мы слушали «Детский альбом» и, как будто бы листали страницы с удивительными картинками. Там были и деревянные солдатики и Баба Яга, и новая кукла и много другой замечательной музыки. Петр Ильич любил сочинять музыку, похожую на картины, а потом у него получались музыкальные альбомы.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним альбомом П. И. Чайковского. называется он «Времена года». Петр Ильич очень любил природу, восхищался ею во все времена и свою музыку посвятил каждому месяцу, передал каждое изменение в природе. Вот послушайте:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (А. Плещеев)
- Да, это весна. Самое нежное, самое трепетное время года. как будто все заново рождается. Появляются первые цветы – подснежники.
(Дети рассматривают репродукцию картины Бакшеева «Голубая весна»)
- Какое голубое небо! Прозрачный воздух! А земля покрыта голубым ковром. Это расцвели подснежники! Послушайте!
(звучит пьеса «Апрель», муз. руководитель читает стихи)
Голубенький, чистый, подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином.
- Все теплее и теплее воздух, ярче солнце. природа просыпается от зимнего сна, разливаются реки, возвращаются птицы.
(Звучит отрывок пьесы «Баркарола»)
-Какое веселое, бодрое настроение появляется, когда вдыхаешь весенний свежий ветер! Хочется веселиться и петь песни!
(Дети исполняют песню «Веснянка» муз. Люзинской)
-Весной не только у людей особое настроение. Зверюшки тоже рады, что кончились холода и наступило теплое время года. они выходят из своих норок и берлог и радуются теплому солнышку. Давайте представим себя зверюшками, и покажем, как ведут себя звери в весеннем лесу. А поможет нам в этом музыка.
(Дети исполняют этюд «В лесу» муз. Ломовой.)
-Но кончается весна и наступает…
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,-
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(И. Суриков)
- Жаркий воздух, деревья одеты в сочную зелень, трава на лугу усеяна пестрыми цветами, от них исходит пьянящий аромат. Пчелы, бабочки кружатся в воздухе.
(звучит «Баркарола». Дети рассматривают репродукции картин Рылова «Зеленый шум», Куинджи «Березовая роща», Шишкина «Сосны, освещенные светом»)
- А у людей в это время начинается пора забот. На зиму надо приготовить сено, и на луга выходят косари. Размашистыми движениями подрезают траву и она ложится ровными рядами, распространяя вокруг аромат свежей травы.
(звучит «Песнь косаря». Дети слушают, говорят о характере, средствах музыкальной выразительности.)
- Музыка так легко переносит нас на цветочный луг, что мне захотелось увидеть все это на самом деле.
(Дети выполняют музыкальный этюд «Косари»)
- Но вот кончается жаркое веселое лето, мы переворачиваем страницы альбома и…
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
(З. Федоровская)
(Звучит «Осенняя песня» Дети рассматривают репродукции картин Левитана «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», Коровина «Аллея в Жуковке», говорят о характере и настроении музыки.)
Но осенью не всегда грустно и уныло. С неба вдруг начинают падать первые снежинки и природа преображается.
(Дети рассматривают картину «Первый снег»)
Детвора весело выбегает на улицу полюбоваться первым снегом, а по белому полю мчится тройка и слышен звон колокольчика.
(Звучит пьеса «На тройке», дети говорят о характере музыки.)
- Но идет время. Становится все холоднее…
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Темный лес под шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало
Вот пришли морозы –
И зима настала.
(Звучит пьеса «Святки»)
- Слышите, это кружатся снежинки, они легкие, искристые, как красив их танец! смотрите, эти чудесные снежинки залетели к нам и устроили здесь свой волшебный танец. может мы потанцуем вместе с ними?
(Дети берут мишуру и танцуют танец снежинок.)
А после зимы вновь наступает весна. И так повторяется каждый год. А мы с вами закрываем альбом «Времена года» Чайковского и прощаемся с его замечательной музыкой.
-