Татьяна Зубова
Занятие в старшей группе с использованием приёмов сложения и вычитания при решении математических задач
Тема: «Страна математических выражений»
Цель: закрепление знаний детей о приёмах вычитания и сложения.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умения детей решать примеры и задачи на сложение и вычитание.
Публикация «Занятие в старшей группе с использованием приёмов сложения и вычитания при решении математических задач» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать у детей мышление в решении математических выражений.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, желание совершенствовать уровень математических знаний.
Введение
*Звучит звонок колокольчика*
-мои дорогие ребята, давайте все возьмёмся за руки и встанем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнётесь друг другу
И через улыбку мы с Вами подарим друг другу хорошее настроение и заряд бодрости на весь оставшийся день.
-А теперь прошу присесть Вас, на ваши стульчики и мы начнём занятие.
-Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по стране математических выражений! Поэтому не будем медлить, садимся все в свои гоночные машины, заводим мотор и полный вперёд, ведь нас уже ждут в гости!
- Итак, ребята, глушим свои моторы и на первой остановке нас встречают знаки, но не движения, а знаки математических выражений.
Посмотрите внимательно ребята, какой это знак? (картинка со знаком на палочке +)
Дети: это знак «+»
-А как будет называться приём с этим знаком?
Дети: Сложение.
-Верно, это вы знаете.
-А как называется этот знак( -)
Дети: Это знак «-«
-Правильно ребята, как называется приём с этим знаком?
Дети: Вычитание
-Верно, это вы хорошо знаете.
-А что это за знак такой( =)
Дети: Равно
-А зачем он нужен?
Дети: Чтобы узнать что получится.
-Правильно, ребята, вы большие молодцы, знак равно нужен для того чтобы узнать результат выражения.
Основная часть
-Ребята, в стране математических выражений живёт моя давняя подруга Цифра, я давно хотела её навестить, хотите навестить её вместе со мной?
Дети: хотим
-Тогда пойдёмте вместе, она работает в магазинчике неподалёку.
Здравствуй, Цифра, давно я тебя не видела, мы пришли с ребятами тебя навестить! Как твои дела?
Цифра: Здравствуй, подруга, здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, но вот дела мои совсем плохи.
-Что же у тебя случилось?
Цифра: Я живу в стране математических выражений, но совсем не умею складывать и вычитать. Мне нужно посчитать весь товар в магазине, но сама я не справлюсь.
-Бедная Цифра, как же хорошо, что мы к тебе пришли, ребята много знают про математические выражения и считать умеют, я спрошу у них, могут ли они тебе помочь.
-Ребята, мы поможем цифре посчитать товар?
Дети: Да
Дидактическая Настольно-математическая игра «Посчитай товар»
Карточка со сложением и вычитанием количества продуктов.
Например 3 торта + 1 торт =
4 морковки – 2 морковки =
1 клубника + 1 клубника =
Цифра: Спасибо вам ребята, весь товар подсчитан, благодаря вам и я теперь знаю, как решать математические выражения.
-Молодцы ребята, помогли моей подруге Цифре, а вот теперь давайте прогуляемся до следующей остановки пешком, до неё совсем недалеко.
Физкультминутка «Идём вместе»
Я иду и ты идешь-
Раз, два, три.
Я пою и ты поешь
Раз, два, три.
Мы идем и поем –
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем
Раз, два, три.
Дидактическая настольно-печатная игра "Яблоневый сад"
-Пришли мы с Вами ребята в яблоневый сад, сколько спелых яблок здесь растёт, все мы с Вами любим с Вами кушать яблоки, но их любят кушать и разные насекомые, посмотрите ребята, на яблоне было 5 яблок (воспитатель показывает яблоню и клеит на неё 5 яблок, червячки съели 1 яблоко (убирает одно яблоко, сколько яблок осталось на яблоне?
Дети:4 яблока
А теперь ребята вы сами попробуете составить и решить задачу, я буду диктовать вам условия, а вы будете решать с помощью яблоньки.
Итак, на яблоньке было 5 яблок (дети приклеивают 5 яблок на яблоню)
Червячки съели 3 яблока (дети снимают 3 яблока)
Сколько яблок осталось на яблоне?
Дети: 2 яблока осталось.
-Молодцы ребята, и задачу сами решили.
-А теперь мы отправимся на последнюю остановку. Но для этого нам нужно выполнить пару несложных упражнений.
(Воспитатель показывает геометрические фигуры круг, квадрат и треугольник)
-Нам с Вами нужно глазками обвести геометрические фигуры.
-Молодцы ребята, с заданием справились, а наша последняя остановка бюро задач.
- Ребята, работник бюро задач, попросил меня передать вам конверт с заданием. А в нём картинки, с помощью которых нужно составить выражение и решить его.
Дидактическая игра "Бюро задач"
Итак, на первой картинке что изображено?
Дети: Апельсин
-Так, молодцы, а на этой что изображено?
Дети: Знак «+»
-Дальше что изображено?
Дети: 3 апельсина
-так и последняя картинка?
Дети: знак «=«
(Воспитатель вешает все картинки на доску в правильном порядке)
-Прочитайте мне полностью выражение.
Дети: 1 апельсин + 3 апельсина =
-А что же получится? Сколько апельсинов?
Дети:4 апельсина
Рефлексия
-Молодцы ребята, у вас всё очень хорошо получается, вот и закончилось наше с Вами путешествие. Как вы думаете, ребята, какие жители живут в стране математических выражений? А как думаете, чем они там обычно занимаются? Вот это да, это очень интересные предположения, а хотели бы вы как-нибудь ещё туда отправиться? Куда именно вы бы отправились? А где мы с Вами сегодня побывали? Что делали? Как думаете, почему Цифра не умела решать математические выражения? Понравилось ли вам наше занятие? Всё молодцы, спасибо за занятие!