Алимаа Машпалдыр
Познавательное занятие по краеведению в старшей группе «Знакомство с юртой»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие по краеведению в старшей группе
на тему :«Знакомство с юртой».
Цель :Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.
-образовательные: формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
-развивающие: развивать у детей память,мышление. речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
Публикация «Познавательное занятие по краеведению в старшей группе „Знакомство с юртой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.
Методы и приемы:
-наглядные: показ слайдов.
-словесные: художественное слово,объяснение, вопросы и ответы.
-практические: рисование юрты.
-игровые: физминутка.
Словарная работа: юрта, раздвижные решетки, купол,каркас, подборка, дымовое отверстие, войлок, кочевое.
Оборудование и материалы:
проектор для показа слайдов. иллюстрации,кусок войлока, кусок брезентового материала.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.
Ход занятия :
Организационный момент:
-Добрый день, друзья
Рада видеть всех вас я,
Сегодня у нас необычное занятие,садитесь пожалуйста, поудобнее.
Вводная часть:
-Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение Зои Намзырай внимательно слушаем:
За горными хребтами
Недвижны времена
Там юрта моей мамы
Белеет, как луна. (З. Намзырай.)
-А теперь посмотрите дети, на экран. Слайд №1.
-Кто мне скажет, что это такое? (ответы детей).
- Правильно дети, это юрта.
-Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.
-Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.
Основная часть:
-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.
Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.
Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.
Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. (хунунер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.
Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты. Дымовой круг удерживается палками (ынаа, образующих крышу.
Слайд№5. И еще подпорка (багана) ,в виде деревянного шеста,поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.
Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты нужно будет покрыть из кусков войлока.
Слайд №8. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.
Слайд №9. И последнюю очередь покрытие дымового отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода.
Слайд №8. После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.
Слайд №8. Вот и юрта готова.
А теперь дети, встанем все и сделаем физминутку.
Физминутка:Юрта.
Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)
Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)
Гости явятся едва. (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова (прыжки на месте)
Угостить торопится (присели)
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)
Круглые лепешочки (руки впереди, ладошки вверх).
Беседа:
- Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта?
Дети:из раздвижных решеток или из стен.
-К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери).
- Что удерживают палки (ынаалар? (дымовой круг)
-Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком).
-Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты).
-Молодцы Дети,очень много интересного узнали о юрте.
Заключительная часть:
- А теперь я предлагаю нарисовать тувинскую юрту. Приступайте дети к работе.
Работа детей. (индивидуально похожу к детям и подсказываю).
Анализ работ детей: Посмотрите ребята, сколько красивых юрт вы нарисовали, у каждой юрты есть крыша или купол, дверь, даже кто-то нарисовал веревки, обвязывающие вокруг юрты.
Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.
Итог занятия :Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что? (ответы детей). Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? (чтобы жить в ней, там тепло). Юрта –она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить, Мне очень понравилось как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.