Марина Стадник
Занятие по речевому развитию с использованием разнообразного дидактического материала «Кругосветное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кругосветное путешествие»
Цель: Формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение связной речью.
Задачи:
1. Расширять материалистические представления о мире (о животных, рыбах, птицах).
2. Развивать парцетептивные способы и действия восприятия.
3. Закреплять умение чётко произносить все звуки, восприимчивость к ритмико-слоговой культуре.
Публикация «Занятие по речевому развитию с использованием разнообразного дидактического материала „Кругосветное путешествие“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Оборудование: кукла Наташа, палитра, макет корабля, цветные самоклеящиеся круги бумаги, ведёрко с красной фасолью, сувенирные фигурки морских обитателей, карточки с животными и детёнышами, игрушка Крокодил, аудиозапись шума моря, якорь, карточки для логической цепочки.
Предшествующая работа: рассматривание карты атласа, макета глобуса; дидактические игры «У кого кто?», «Доскажи словечко»; заучивание песни «Море синее», считалки «Капитан»; коллективное изготовление флажков для мачты корабля. Просмотр видеофильма «Жизнь дельфинов». Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц Севера.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
ВХОДИТ КУКЛА НАТАША и плачет.
- Что случилось у тебя, девочка? Как тебя зовут?
К: - Меня зовут Наташа. Я хотела нарисовать подводное царство да вот краски все у меня закончились, теперь мне нечем рисовать…
Восп: - Не переживай, мы что- нибудь придумаем вместе с ребятами. Дети, как же помочь Наташе? (ответы детей).
К: - Ребята, миленькие, выручите меня, пожалуйста, очень рисовать хочется!
Дети: - Будут тебе краски, давай палитру и жди нас. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по «разноцветным» морям.
Восп: - На чём лучше отправиться по морям? (на корабле).
- Прежде всего, нужно выбрать капитана. Вставайте в круг, будем считаться:
«Море любит умных, смелых,
Если ты сумеешь делом
Ум и смелость доказать,
Капитаном сможешь стать!»
Восп: - Капитана мы выбрали, корабль готов к путешествию. В путь!
2. Основная часть.
1). Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Ребята, мы отправляемся к Жёлтому морю.
Песня «Море синее».
Вы знаете, где находится Жёлтое море? (Жёлтое море расположено на окраине Азиатского материка).
- Почему оно называется Жёлтым? (В него впадает река Хуанхе, которая несёт глину и жёлтый песок).
ПОЯВЛЯЕТСЯ МЕДУЗА.
М: - Ребята, зачем вы приплыли в моё жёлтое море?
Дети:- Нам очень нужна жёлтая краска, чтобы помочь девочке Наташе.
М: - Если вы со мной поиграете, то получите жёлтую краску. Готовы ли вы выполнить задание? Тогда слушайте необыкновенные загадки и отвечайте:
1. Хитрая плутовка, рыжая головка
Пушистый хвост – её краса, а зовут её(лиса).
2. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной (медведь).
3. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге, от беды спасают ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка, как зверёк зовётся? (зайка).
4. На овчарку он похож, что не зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть!
Зубами острыми щёлк-щёлк, а зовут его (волк).
5. Немытое в рот он ни за что не возьмёт!
И ты будь таким, как крошка (енот).
6. Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасётся весь день. Кто это? (олень).
М: - Молодцы, ребята, все загадки разгадали, получайте жёлтую краску.
(Дети благодарят Медузу и возвращаются на корабль, помещают краску на палитру).
Звучит музыка из м/фильма.
2). Игра малой подвижности «Кто как ходит?»
- Садимся, ребята, на корабль, держим курс на Оранжевую реку.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТИГР, рычит:
- Зачем вы приплыли к нам? Что привело вас так далеко?
- Мы приплыли сюда за оранжевой краской.
Т:- Я дам её только тому, кто покажет, как передвигаются животные. Сможете вы выполнить это задание? Тогда высаживайтесь на берег, я проверю вашу ловкость.
Птица над рекой…летит,
Лошадь, фыркая, …бежит,
По тропинке уж… ползёт,
А карась в реке… плывёт.
Кошка… прыгает с забора,
Скачет серый воробей,
Гусь по лугу ходит гордо,
В магазин идёт Андрей.
Наш Андрей умеет плавать,
Прыгать, ползать и летать,
По деревьям ловко лазать,
Бегать, в озере нырять.
Т:- Молодцы, верно выполнили моё задание, и за это я дарю вам оранжевую краску.
(Дети благодарят Тигра и возвращаются на корабль, помещают краску на палитру).
Звучит музыкальный фрагмент.
3).Настольно- печатная игра «Найди моё место».
- Сейчас наш корабль продолжит своё кругосветное путешествие.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КРОКОДИЛ.
Дети: - Скажите, пожалуйста, куда мы попали?
К: - Это река Голубой Нил и я здесь живу. Надеюсь, вы меня узнали? Я – Крокодил. У нас случилась беда: к нам приехал зоопарк, звери вышли погулять и заблудились. Не могут найти свои клетки. Помогите!
Восп: - Ребята, мы должны обязательно помочь крокодилу и зверям из зоопарка. Необходимо найти каждому свою клетку и назвать животное и детёныша.
(На фланелеграфе расположена н-п. игра «Зоопарк». Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильным произнесением слов и звуков).
К: - Спасибо, ребята, вы очень нам помогли, и за это я выполню любое ваше желание.
Восп:- Мы путешествуем по морям и рекам и собираем краски для девочки Наташи.
К: - Я подарю вам голубую краску.
(Дети возвращаются на корабль, помещают краску на палитру).
Звучит музыкальный фрагмент из м/фильма.
4). Дидактическая игра «Угадай на ощупь».
- Держим курс на Красное море. Посмотрите, какое оно маленькое! Давайте подойдем к нему поближе.
Дети подходят к импровизированному морю, вокруг которого лежат ракушки.
Восп: - Возьмите в руки по ракушке и послушайте, о чем она шепчет. Слышите, как шумит море? Оно шепчет о том, что на морском дне спрятались морские обитатели. Кто же живёт в море? Хотите узнать? Тогда сейчас поочерёдно будем нырять в море, и доставать из его глубин морских обитателей.
Ребёнок зажимает пальцами нос, набирает воздух и приседает к «морю», достаёт предмет и определяет его на ощупь. Когда все выполнят задание и рассмотрят предметы, воспитатель предлагает отпустить их домой, в море.
Восп: - На память о Красном море мы возьмём красную краску.
(Дети возвращаются на корабль и помещают краску на палитру).
Звучит музыкальное сопровождение.
5). Подвижная игра «Птицы в бурю».
- Отправляемся за белой краской к Белому морю. Ой! Что-то повеяло холодом. Это потому, что Белое море находится на севере, там много льда и снега. Какие птицы и животные живут в таком холоде? Назовите (морская выдра, морской котик, пингвины, гагара, сивуч, чайки).
-Ненадолго высаживаемся на льдину, погреемся и поиграем. Вы будете птицами, у вас есть свои гнёзда (обручи, по сигналу: «Птички улетают» вы летаете над льдиной, плавно помахивая крыльями. Как только услышите: «Буря!», сразу возвращайтесь в свои гнёзда.
Игру повторяем несколько раз.
- Согрелись? берём белую краску и быстро возвращаемся на корабль.
(Дети занимают свои места и помещают краску на палитру).
6). Пальчиковая игра «Лодочка».
- Ребята, какой краски не хватает на палитре? Правильно, чёрной. Отправляемся к Чёрному морю. Слышите, как бушует Чёрное море? (слышны шум ветра и рокот волн). Чтобы было не страшно плыть, давайте поиграем. Приготовьте ладошки.
«Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, это лодочка моя.
Паруса подниму, Чёрным морем я плыву.
И по бурным волнам плывут рыбки тут и там».
7). Дидактическая игра «Логическая цепочка» .
Восп: - Ветер стонет, воет и шумит, мачта качается и скрипит. Как бы нам не налететь на скалы! Нужно бросить якорь за борт, он поможет кораблю удержаться на одном месте. Только вот якорь у нас есть, а якорной цепи – нет. Но её можно сделать из картинок. Справимся с работой?
( Картинки: солнце, облако, капли, море, рыба).
Дети выполняют задание, затем берут чёрную краску и помещают её на палитру.
3. Заключительная часть.
Восп: - Вот мы и собрали все краски на палитре, можно возвращаться домой.
(Звучит песня из мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов»).
Дети выходят с корабля и подходят к кукле.
- Вот тебе, Наташа, краски. Теперь ты сможешь нарисовать любую картину.
К: - Спасибо вам, выручили вы меня. Приглашаю вас вместе со мной порисовать. Будем рисовать подводное царство, да не карандашами и не кисточками, будем рисовать ладошками и пальчиками.
Воспитатель:
-Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
4. Рисование «Осьминожки» (пальцевая живопись).
(Проводится в группе как продолжение занятия).
На голубой бумаге дети рисуют: ладонь – осьминог, большой палец – глаза, мизинец – зрачки, рот. Пальцами так же рисуют водоросли. Дно промазывается клеем и засыпается любой крупой. Белой краской большим пальцем рисуют воздушные пузыри по всему полотну листа. Работы подробно анализируются.