Надежда Коростелёва
Занятие по теме «Посуда» (с использованием сказки «Федорино горе»)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Посуда»
(С использованием сказки К. Чуковского «Федорино горе»)
Цели:
Коррекционно-образовательные :
Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов –ниц-, -ик-;
Учить образовывать и употреблять в речи существительные родительного падежа с предлогом без.
Коррекционно-развивающие:
Упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовливают предметы посуды;
Публикация «Занятие по теме „Посуда“ (с использованием сказки „Федорино горе“)» размещена в разделах
Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Развивать внимание, логическое мышление и связную речь;
Учить классифицировать предметы посуды.
Коррекционно-воспитательная :
Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: наборное полотно, предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, кукла – бабушка Федора, «Поезд», вазочка с конфетами.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед: Давайте вспомним, какую посуду мы знаем. Назовите предметы посуды по цепочке.
2. Введение в тему.
Логопед: Я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете. Отгадаете?
От бабушки-грязнули
Все вещи улизнули.
Остались у старушки
Лишь жабы да лягушки.
Звала стаканы, блюдца –
Помоет, коль вернутся.
И обещала кротко
Почистить сковородки.
Воротились все, с тех пор
Из избы пропал весь сор.
(«Федорино горе»)
3. Основная часть.
Сегодня бабушка Федора у нас в гостях, она хочет вам рассказать, какая с ней приключилась беда, и просит нас ей помочь.
О чём говорится в этой сказке? (от Федоры убежала посуда)
Вы знаете, почему посуда убежала? (ответы детей)
Послушайте, что она говорит:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила, загубила нас она.
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям, по болотам, по лугам.
а к неряхе-замарахе не воротимся!»
Игра «Что без чего?». Употребление в речи существительных родительного падежа с предлогом без.
Логопед: Посуда разбита, посмотрите, чего не хватает у предметов.
Кастрюля без крышки
Кастрюля без ручки
Чашка без ручки
Чайник без носика
Стакан без дна и т. д.
Логопед: Мы должны помочь Федоре и помыть её посуду. Давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая зарядка «Помощники».
Мы посуду для Федоры
Вымоем без уговоров:
Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан,
И закроем крепко кран.
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед: Федора обижала свою посуду, давайте пожалеем её и назовём ласково.
Стакан – стаканчик
Ложка – ложечка
Вилка – вилочка
Чайник – чайничек и т. д.
Игра «Что из чего?».Образование относительных прилагательных.
Логопед: Посуду можно делать из различных материалов. Давайте посмотрим, из чего сделана эта посуда.
Стакан из стекла – стеклянный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Чайник из железа – железный
Кувшин из глины – глиняный и т. д.
Физминутка.
Логопед: У Федоры много красивой посуды, давайте изобрази её.
Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)
Очень важный, как начальник! (одна рукой на поясе другой делаем «носик»)
Вот фарфоровые чашки: (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки: (вытягиваются, руки смыкают
Голова на тонкой ножке. над головой)
Вот пластмассовый поднос. (наклоняются вперёд, руки,
Он посуду нам принёс. вытягивают вперёд)
Образование новых слов.
Логопед: Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется.
Для хлеба – хлебница
Для супа – супница
Для салфеток – салфетница
Для сахара – сахарница
Для селёдки – селёдочница
Для перца – перечница
Для конфет – конфетница
Для салата – салатник
Для чая – чайник
Для кофе – кофейник
Для сливок – сливочник
Для молока – молочник
Для соуса – соусник
Для соли – солонка
Для масла – маслёнка
Классификация.
Логопед: А теперь давайте поможем Федоре расставить всю посуду по местам : столовую в сервант, кухонную на плиту, чайную на стол.
Итог занятия : Вы сегодня молодцы! Федора очень рада, что вы помогали ей вернуть посуду и навести порядок, за это она хочет угостить вас конфетами.