Маргарита Черникова
Занятие по ручному труду для старшего дошкольного возраста «Кукла «Кувадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по ручному труду
для старшего дошкольного возраста
Автор: Черникова М. Д.
Конспект занятия по ручному труду для старшего дошкольного возраста
«Кукла Кувадка».
Цель: формирование навыков по созданию тряпичной куклы Кувадки.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Кукла Кувадка
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
-формировать навык «чтения схемы», совершенствовать конструктивные навыки детей (сворачивать, скручивать, обматывать и завязывать);
-учить создавать законченные образы из подручных материалов,
Развивающие: развивать память, мышление, мелкую моторику, воображение, речь детей и произвольность поведения и психических процессов.
Воспитательные: приобщать к народным ремеслам, воспитывать интерес к истории края, а также добрые отношения к другим детям.
Оборудование: сундук, тряпичные куклы, лоскуты хлопчатобумажной ткани разных цветов, нитки, демонстрационное панно со схемой выполнения куклы, карточка, разрезанные буквы, музыкальное сопровождение народной игры.
Раздаточный материал: кусочки ткани по 2 на ребёнка 35 на 35 см и 20 на 20 см, нитки.
Предварительная работа: показ презентации на тему «История народной тряпичной куклы», экскурсия в музее тряпичной куклы.
Ход работы:
Дети играют, входит воспитатель и заносит сундук. Воспитатель привлекает внимание детей
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что я вам принесла. Вы знаете что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Это сундук. Давайте заглянем и посмотрим, что в нём хранится.
Ответы детей. (Дети достают из сундука и называют, что достали).
Воспитатель: Правильно ребята, это куклы. Посмотрите, какие они разные.
Давайте рассмотрим этих кукол внимательней.
(воспитатель показывает 1 куклу) Ребята, посмотрите, какая кукла. Возьмите ее в руки. Потрогайте ее.
-Как вы думаете, почему она тяжелая?
Ответы детей.
-Как вы думаете, чем она наполнена?
Ответы детей.
-А подумайте, какое имя ей могли дать?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно. Эту куклу называют «Зерновушка». Она наполнена зерном, это может быть пшеница, гречка, пшено. Делали её, когда собирали урожай и означала она изобилие и достаток.
(воспитатель показывает 2 куклу)- Посмотрите на эту куколку. На кого она похожа?
Ответы детей.
- Как с ней можно играть?
Ответы детей.
-Какое имя ей могли дать?
Ответы детей.
Воспитатель: Это, ребята, Пеленашка. Их делали мамы или бабушки для девочек, чтобы те с ними играли, укачивали, пели им колыбельные. Позже девочки учились сами делать таких куколок.
Ответы детей.
Воспитатель (показывает 3 куклу)- А вот ещё одна куколка. Чем она отличается от других?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у этой куколки есть яркая юбочка и называется она Утешница. Делали её для детей, чтобы успокоить их и утешить. Когда детки плакали, то слезки утирали вот этой большой, яркой юбочкой, как салфеткой, как платочком.
Воспитатель (показывает 4 куклу) А вот еще одна куколка. А давайте узнаем ее имя. Для этого нам необходимо разгадать ребус.
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Эту кукла называют Кувадка.
Когда детки плакали, вот так … уа,уа… их утешали такой куколкой. И потому возникло такое название. К. уа. дка.
Понравились вам эти куколки? А какая больше всего понравилась тебе, Аня? Почему? А тебе, Коля?
Ответы детей.
Воспитатель:- Да, ребята. Они красивые, яркие и такие разные. Хотите, я вас научу делать таких же кукол?
Ответы детей.
Воспитатель: Но сначала предлагаю нам превратиться в народных мастеров. Для этого мы сыграем в народную игру:
(Дети встают в хоровод и под хороводную песню начинают движение по кругу)
Уж я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла,
(дети уменьшают круг, поднимают руки вверх)
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
(Идут держась за руки за водящим змейкой)
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась.
(На этих словах все участники разрывают цепочку)
Воспитатель: Теперь мы можем возвращаться в нашу мастерскую.
У нас, как обычно, есть схема куклы. Кто угадает, как эта кукла будет называться?
Что нам понадобится для ее изготовления?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте опять заглянем в наш сундук, может там найдутся подходящие материалы для работы? (Дети достают кусочки ткани, нитки)
У нас в мастерской есть все необходимое?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотри эту схему, и нам станет все понятно, как эту куколку скручивать. Нам понадобится два кусочка ткани, один побольше другой поменьше. Эти лоскутки сворачиваются краями к центру. Та часть, которая больше складывается пополам, это будет голова и тело нашей куколки. В неё мы вкладываем вторую скрученную часть, это будут ручки нашей куклы. Ещё нам понадобятся нитки, чтобы закрепить вместе эти две детали. Нитку закручивают там, где намечается голова куколки, далее наискосок по груди и спинке в двух направлениях. Ручки тоже нужно перевязать по краям ниточкой. Ребята, вы поняли как оказывается легко сделать такую куклу?
Ответы детей.
А теперь давайте браться за дело! Уверена, что у вас тоже всё получится.
Дети подбирают себе по два кусочка ткани, сворачивают их, соединяют между собой, берут нитку и скрепляют ниткой руки с туловищем.
Воспитатель помогает детям по необходимости
Воспитатель: Получилась у вас куколка Кувадка – девочка. Она в юбочке. Ребята, а можно ещё сделать куколку Кувадку- мальчика. Для этого нужно разделить материю под грудью на две ножки и перевязать их.
Рефлексия:
Вот, какие замечательные игрушки у вас получились! Яркие и задорные. Молодцы, ребята! Теперь вы Вам понравилось делать куколок? А вы запомнили, как эту куколку делать? Сможете рассказать?
Дети при помощи схемы рассказывают ход изготовления игрушки.
Молодцы, ребята. Я думаю, теперь вы стали настоящими мастерами и сможете сделать такие игрушки дома и подарить их, кому сами захотите.