Светлана Леонова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Северные олени» (с элементами ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Составление рассказа по картине «Северные олени»
Цель:
• учить составлять сюжетный рассказ по картине;
• учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Составление рассказа по картине „Северные олени“ (с элементами ТРИЗ)» размещена в разделах
• развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
• пополнить словарь детей новыми словами: чум, нарты, ягель, тундра, оленуха.
• развивать внимание, память.
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Материал: картина «Северные олени», подзорная труба, запись песни «Увезу тебя я в тундру».
Ход занятия:
1) Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню)
Дети: В тундру.
- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя). Тундра – это где короткое лето и длинная зима, где растут карликовые деревья стоя возле которых вы ребята будете великанами, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом. И в тундре живут олени.
- Отгадайте какое сейчас время года в тундре:
Пришла девушка белянка,
Побелела вся полянка. (зима)
Дети: Зима.
- А как вы думаете какая зима (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
А давайте с вами посмотрим на тундру из далека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
2) Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
Словарная работа:
Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;
Нарты – лёгкие сани для езды собаках или оленях;
Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.
3) Рассматривание картины «Северные олени».
– А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
Что нарисовано на этой картине? (оленуха с оленёнком)
Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
Сравните оленуху с оленёнком.
Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
Чем похожи, оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
Игра «Живые картинки»
Ход игры: Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта (3 – 4ребёнка).
Физ. минутка: «Греемся».
По команде ведущего «греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигаться, трясти всеми частями тела. По команде «лёд!» застывают на месте в определённой позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
4) Составление рассказов детьми.
- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше оленёнке и оленухе. Подумайте как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа.
Вариант рассказа образца.
«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи большие – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку : «ешь, это вкусно. Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!»
5)Для рассказывания дети могут объединится в подгруппы.
Выслушивая рассказы дети, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор).
Сюрпризный момент.